Село
3422

В Бурятии внедряют «продуктовую ЕГАИС»

Что такое электронная ветеринарная сертификация и зачем она нужна?

Фото: russianstock.ru

В 2018 году в Бурятии, как и других российских регионах, вводится обязательная электронная сертификация на товары, подлежащие ветеринарному контролю. Вся «история» сельхозпродукции – где, кем и из чего она произведена, – будет отражена в федеральной государственной информационной системе «Меркурий», разработанной Россельхознадзором. Об этом на очередном правительственном брифинге 16 октября рассказал замначальника республиканского управления ветеринарии Александр Молчанов.

- Если раньше электронные ветеринарные сопроводительные документы на подконтрольную продукцию товаропроизводители получали в добровольном порядке, то с 1 января это станет обязательным, – пояснил он.

В частности, на новую систему, которую некоторые федеральные СМИ уже окрестили «продуктовой ЕГАИС», обязаны перейти производители молочных продуктов (молока, кефира, сыра, мороженого), мясных изделий (колбасы, сосисок и др.), а также кормов для животных. Эта процедура, по словам специалистов, позволит отслеживать оборот сельхозтоваров растительного и животного происхождения на рынке и «обеспечить их идентификацию». А ещё ЭВС «подтверждает эпизоотическое благополучие мест выхода сырья и продукции», подчеркнул Молчанов.

Сегодня в системе «Меркурий» зарегистрировано 10 тысяч поднадзорных объектов, но этого недостаточно, ведь всего таковых в республике в шесть раз больше – 62 тысячи, заявили в управлении ветеринарии. А потому владельцам личных подсобных хозяйств (ЛПХ), индивидуальным предпринимателям и предприятиям советуют «усилить» работу в этом направлении.

- Реализовывать можно будет только ту продукцию, на которую оформлены необходимые документы. Проблемы по введению ЭВС связаны только с неполным охватом республики Интернетом. В остальном все ключевые посты ветеринарной службы у нас обеспечены специалистами и соответствующим оборудованием. Электронная система ветеринарной сертификации в Бурятии внедряется с 2015 года, но вопросы ещё есть, потому что не все предприниматели, не все производители перешли на неё, – сообщил Александр Молчанов. – Мы призываем их поторопиться.

Так, владельцам ЛПХ в районах республики необходимо обратиться за помощью к специалистам ветеринарной службы, участковым ветврачам. Что касается сельхозпредприятий с «интенсивным производством», то они должны зарегистрироваться в Россельхознадзоре и получить логин с паролем, дабы появиться в системе, а уже потом – заняться обучением своих сотрудников для работы с «Меркурием».

За оформление документов платить не нужно – экономить хотят на бланках, а вот на услуги по подтверждению безопасности продукции придётся раскошелиться – в «соответствии с прейскурантом, утверждённым правительством республики».

Ранее на проблемы с ЭВС указывали крупные молокозаводы: в одной партии сырья может быть молоко десятков производителей, напоминают «Ведомости». Новая система предполагает, что электронный ветсертификат на каждую партию молока и сливок, попавших в банку сметаны, должен отражаться в сопроводительных документах на неё. При стресс-тесте выяснилось, что «Меркурий» не справляется даже с одной крупной компанией, подтвердили в разговоре с изданием в «Danone»: на обработку 10 тысяч накладных понадобилось свыше десяти часов вместо одного. Внедрение ЭВС в текущем виде грозит парализовать производство продуктов питания, отмечали участники рынка. Однако в Россельхознадзоре уверены, что «Меркурий» готов к полноценному функционированию.

У производителей мясных продуктов серьёзных претензий не возникло, сообщили «Российской газете» в  Национальном союзе мясопереработчиков. Для потребителей эти изменения пока ни о чём не говорят. Но когда система «встанет на ноги», у покупателей появится возможность отследить рождение товара, что называется, от поля до прилавка. И тогда уже куриные сосиски никто не сможет выдать за свиные, а «пальмовое молоко» – за коровье, пишет «РГ». Кстати, накануне ведущие федеральные издания сообщили, что внедрение ЭВС откладывается ещё на полгода – с 1 января на 1 июля. Окончательное решение остаётся за депутатами Госдумы.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях