Международная научная конференция «Актуальные вопросы археологии и этнологии Центральной Азии», посвященная 80-летию видного бурятского археолога, профессора П.Б. Коновалова, сегодня продолжила работу в Улан-Удэ. Сам юбиляр, большую часть жизни посвятивший изучению истории и культуры народа хунну, выступил с докладом "Хуннуская ветвь этногенеза во Внутренней Азии". Ранее Прокопий Батюрович в своей монографии "Этнические аспекты истории Центральной Азии" представил концепцию двух ветвей этногенеза монголов. Два крупных народа древности - хунну и дун-ху, по этой концепции, стали предками в том числе современных монгольских народов. В новом докладе исследователь подробнее излагает хуннускую версию, причем уделяет внимание и дохуннускому населению степей Монголии и Бурятии.
Перед экспансией хунну громадные территории от Байкала до Цинхая и от Хингана до современного Казахстана были заняты этносами, оставившими культуру плиточных могил на востоке и культуру курганов-керексуров на западе. Прокопий Коновалов отождествляет первых в основном с прамонгольским населением, а вторых - с пратюркским. В центральной части Монголии и на территории Бурятии племена двух этноязыковых стихий контактировали и в этом процессе складывался синтез культур.
Около середины первого тысячелетия до н.э. пришедшие с юга хунну заняли территории племен двух культур. Очевидно, что какая-то часть древнего населения северных степей вошла в состав державы хунну. Можно говорить и о том, что в восточном Забайкалье часть племен культуры плиточных могил была включена в состав племенного союза дун-ху и его наследника - державы племени сяньби.
Исследователь затрагивает важнейший вопрос о происхождении самих хунну. Известно, что погребальные традиции этого народа сравнительно разнообразны и, например, захоронения знати в некоторых элементах близки китайским. Также разнообразны и предметы материальной культуры хунну, среди которых можно встретить влияния различных культур. Все это вызывало несовпадение мнений ученых об этногенезе хунну. Между тем, в последние годы все большее внимание науки занимает восточная теория происхождения этого народа. П.Б. Коновалов отмечает, что «хунну произошли из группы племен ху (варваров) – обитателей южной части Маньчжурии». В дальнейшем группа ху разделилась на хунну и дун-ху (кит. «восточные ху», или «восточные варвары»).
Таким образом, восточные («маньчжурские») корни хунну, в еще большей степени – дун-ху, позволяют объяснить многочисленные сходства в культуре ныне географически довольно отдаленных народов. При этом исследователь признает близость, например, к культуре Сяцзядянь в Маньчжурии также и культуры плиточных могил. «Иными словами, - пишет П.Б. Коновалов, - там во всем видны связи с культурами региона, который является ареалом монголо-тунгусо-маньчжурской общности и частично попадает под понятие дун-ху китайских летописей».
Все упомянутые этнические группы (хунну, дун-ху, сяньби, племена «плиточников» и «керексуров») взаимодействовали между собой с глубокой древности, а некоторые из них изначально являлись родственными. Этнические процессы в регионе отчасти можно проследить с тех отдаленных времен до развитого средневековья, а оттуда – к времени этнографической современности.