Известный монгольский журналист Жаргал Дамбадаржаа, исполнительный директор независимого исследовательского института "DeFacto" в получасовой беседе с главой Бурятии затронул самые животрепещущие проблемы двусторонних отношений России и Монголии, а также роль Бурятии в них.
Об инвестициях
Беседа с Алексеем Цыденовым состоялась на следующий день после бизнес-конференции в Улан-Баторе, на которой представители правительства и деловых кругов Бурятии представляли инвестиционные проекты на территории республики. В связи с этим глава Бурятии рассказал об основных отраслях, в которые республика готова привлечь инвестиции монгольского бизнеса.
Одним из наиболее перспективных инвестпроектов в Бурятии, представляющих интерес для монгольской стороны, Алексей Цыденов назвал проект по развитию транспортно-логистических услуг. Существующее трехстороннее соглашение по транзиту предусматривает автомобильные перевозки из Китая через Монголию до Улан-Удэ, где требуется перегрузка товаров. Этот момент подразумевает предпосылки для развития логистических центров.
Как и у Монголии, у Бурятии имеется хороший инвестиционный потенциал в сфере добычи полезных ископаемых, - отметил глава республики. Флюориты, цинк, золото - все это имеет возможность перспективных вложений, как и лесопереработка.
Особо Алексей Цыденов упомянул вопрос, поднятый представителями Селенгинского аймака Монголии. Возможность выращивания зерновых на свободных землях Бурятии, в первую очередь на корм для монгольского скота, интересует сельхозпроизводителей из приграничного аймака. Глава республики заверил, что возможность имеется, при наличии свободных земель такого рода проект вполне можно осуществить.
Об электроэнергии
Тяжелый вопрос о планах Монголии построить плотины на селенгинских притоках был затронут при обсуждении российских предложений о поставках электроэнергии. Здесь Алексей Цыденов отметил связь между строительством ГЭС и экологией Байкала, сказав, что вопрос сохранности Байкала важен и никем не оспаривается, но предпочел осветить экономическую составляющую вопроса.
Как известно, в Монголии велико недовольство высокими ценами на российскую электроэнергию, чем и вызывались разного рода спекуляции на тему "ГЭС как средства энергетической независимости". Глава Бурятии раскрыл малоизвестные нюансы характера закупок Монголией российского электричества. Дело в том, что во-первых, Монголия закупает электроэнергию только в определенные часы суток и даже не каждый день. В основном закупки приходятся на пиковые нагрузки. При этом, не существует долгосрочного договора о поставках, соответственно нет стабильных объемов поставок. Из-за такого формата и возникает достаточно высокая цена.
- Если мы подберем формат долгосрочных отношений со стабильным объемом закупок, это создаст условия для пересмотра цены, - подчеркнул Алексей Цыденов.
В данном моменте бурятский лидер затронул тот факт, что Монголия производит забор российской электроэнергии не на постоянной основе, о чем предпочитают не распространяться сторонники ГЭС. Уже несколько лет тому назад на международном круглом столе в Бурятском научном центре озвучивались и никем не были оспорены эти факты, которые говорят о том, что тотальная нехватка электроэнергии в Монголии является хорошо распиаренным мифом.
Противники селенгинских ГЭС в самой Монголии также подчеркивали, что пока планы гидросооружений только разрабатываются, в стране уже в стадии осуществления находится множество проектов ТЭС и станций по выработке энергии из возобновляемых источников. В довесок к ним на низком старте находится еще несколько энергетических проектов, совокупная мощь которых превышает выработку проектируемых ГЭС. Они указывали на то, что с экономической точки зрения проекты ГЭС сомнительны, ибо к тому моменту, когда они дадут первый "чистый" киловатт (т.е. когда они окупятся и начнуть работать в прибыль), в стране будет построено уже столько станций, что потребность Монголии в дополнительной выработке электроэнергии встанет под вопрос. Некоторые общественные деятели даже считают, что завершение только части проектов (без ГЭС) уже закроет и превысит потребности всей страны. При этом ГЭС потребуют миллиардных внешних кредитов, которые придется отдавать в любом случае.
Алексей Цыденов подчеркнул, что с экономической стороны надо предусматривать два варианта развития событий. Либо сначала строится электростанция, а потребности в ее энергии в стране нет. Либо сначала строятся предприятия-потребители, которым нужна будет энергия. В том случае, когда предприятие, например, завод строится вперед, его нужно будет обеспечить. Именно в этом варианте может пригодиться российская электроэнергия. Глава Бурятии подчеркнул, что российская сторона может увеличить объемы поставок уже сейчас. Для небольших и средних объемов есть готовая инфраструктура, для которой понадобятся совсем небольшие инвестиции на замену автоматики безопасности. Для увеличения поставок в разы, потребуется строительство дополнительных линий электропередач. Но на это тоже есть российские инвесторы, которые готовы вложиться в строительство.
О транспортных коридорах
Отвечая на вопрос о том, когда же разговоры о транспортных коридорах через три страны и до Улан-Удэ превратятся в реальные дела, Алексей Цыденов сказал, что соглашение об автомобильном транспортном коридоре подписано и ратифицировано Россией. Однако оно пока не ратифицировано Монголией, и поэтому еще не вступило в силу. Глава Бурятии выразил надежду на то, что правительство и парламент Монголии сделают шаги навстречу этому знаковому проекту.
Относительно железнодорожного транзита Алексей Цыденов подчеркнул, что за последнее время есть существенное увеличение объемов грузов из Китая в Европу. Также бурятский лидер упомянул о проекте выхода Монголии на российские дальневосточные порты через Транссиб, признавая при этом, что эта магистраль перегружена. Тем не менее, по мнению бывшего министра транспорта РФ сейчас ведутся работы по увеличению пропускной способности Транссиба и по реконструкции портов. Вместе с тем, уже сейчас Транссиб способен пропускать один-два монгольских состава в сутки, что показывает перспективность этого направления.
Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта Алексей Цыденов рассказал о содержании статуса "пятой степени свободы", который получил аэропорт Улан-Удэ. Так называемое "открытое небо" над воздушными воротами столицы Бурятии дает возможность принимать новые рейсы из-за рубежа без подписания дополнительных межправительственных соглашений.
О туризме и культуре
На вопрос о том, какие достопримечательности имеет Бурятия для привлечения туристов, Алексей Цыденов ответил, упомянув Байкал, Иволгинский дацан и Хамбо ламу Итигелова, историко-культурное наследие бурят, эвенков, русских, семейских, казаков. Не забыл бурятский лидер и хуннское городище в Иволге, возможности медицинского туризма, перспективы горнолыжного спорта. По последнему пункту глава республики признал, что на данный момент Бурятия имеет условия, но не имеет сервиса, и рассказал, что сейчас идет поиск инвестиций на лыжные объекты.
Алексей Цыденов немного рассказал о том, как Улан-Удэ выиграл звание столицы стартапов и о реализующихся проектах, в том числе привел пример изобретения теста на инсульт.
Насчет бурятского языка, Алексей Цыденов признал, что это вопрос сохранения бурятской нации, но существует проблема, которая еще не решена. Количество людей, владеющих бурятским как родным, с каждым годом снижается. Глава Бурятии отметил, что у правительства есть понимание проблемы и ее решению уделяется внимание.
Рассказывая о том, что больше всего поразило в Бурятии, Алексей Цыденов признался, что был поражен размахом движения ТОС. В Бурятии на один бюджетный рубль, выданный на проекты ТОС, приходится на семь рублей работ, выполненных людьми по своей инициативе.
На личный вопрос о том, каким спортом увлекается глава Бурятии в свободное время, Алексей Цыденов ответил, что раньше занимался борьбой, а сейчас каждую свободную минуту пытается выспаться.