История с исчезновением завода по производству топливных гранул в заиграевском селе Новоильинск до сих пор не дает покоя проверяющим органам республики. В 2012 году минпромторг предоставил ООО «Алекс» субсидию на возмещении части расходов данного проекта в размере 15 млн рублей. Завод проработал почти четыре года, но в прошлом году прекратил производство.
С редакцией infpol.ru связалась модель и бизнесвумен Мария Шантанова, дочь Баира и Марины Улахиновых, одних из учредителей предприятия. Как выяснилось, девушка и сама принимала участие в становлении производства, вкладывала собственные средства и теперь намерена рассказать о том, насколько непросто запустить малое предприятие в Бурятии.
Запуск производства
Реализации проекта по запуску инновационного предприятия началась в 2011 году. Сначала проводилась работа по поиску оборудования и подходящего земельного участка. Получали технические условия и разрешение на строительство. Весной 2012 года начались строительные работы, которые были полностью завершены осенью того же года. Начался монтаж и запуск оборудования.
В конце лета 2012 года на проект обратили внимание специалисты Минпромторга республики. Был заключен «договор о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидий за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов». Таким образом, из 40 млн рублей вложенных средств, 15 млн рублей возместило государство. Больше половины полученной субсидии было потрачено на дальнейшее развитие предприятия. Было построено складское помещение для хранения пеллет, площадью 320 кв.м. Приобретена специализированная техника и дополнительное оборудование.
- Мы постоянно что-то докупали, до тех пор пока завод не стал сам зарабатывать. Были ежемесячные расходы по электричеству, заработной плате, налогам, которые тоже частично финансировались за счет средств субсидий, - рассказывает Мария Шантанова.
В период с 2012 по 2015 год произведено более 25 000 тонн пеллет. Евродрова были поставлены в котельные Улан-Удэ и Заиграевского района.
Хотели как лучше…
На состояние производства повлиял экономический кризис. Несмотря на минимальную наценку и преимущества пеллетных котлов люди не стремились их покупать.
- Кроме того, мы рассчитывали на помощь государства в виде программы по замене угольных котельных на пеллетные. От местных властей были обещания о переводе ряда муниципальных угольных котельных на пеллетное топливо, - отмечает Мария.
Но обещание исполнено не было. Напомним, изначально собственники хотели создать высокотехнологичное производство и перейти на экологический вид топлива. Из-за большого количества отходов деревопроизводства в Новоильинске ситуация была близка к экологической катастрофе, именно поэтому идея о создании подобного производства была заманчива для предпринимателей.
Просчитались с бизнес-планом
В течении трех лет собственники вкладывали свои личные средства с тем, чтобы поддерживать завод на плаву, что подтверждается многочисленными приходно-кассовыми ордерами, учитывающими взносы собственников в кассу предприятия.
- Изначально мы посчитали что затраты на электроэнергию при полной круглосуточной загрузке в течении месяца составят порядка 100 тыс. рублей. Однако заказы не были стабильными. Приходилось выключать оборудование. И когда приходил очередной заказ только полдня мы ждали когда машина разогреется. Такой процесс я называю «рваным производством». После этого, счета за электроэнергию приходили в размере 300 - 400 тыс рублей. Невозможно было больше вкладываться. Я посчитал и понял что такими темпами «без штанов останусь». За это время мне пришлось машину продать, квартира до сих пор в залоге по кредиту, - рассказывает один из учредителей, проработавший на предприятии около года.
Помимо этого производительность работников желала лучшего.
- Надо сказать спасибо местному главе, он помог нам с рабочим составом. Подобрал непьющих людей. Однако мы столкнулись с проблемой низкой квалификации сотрудников, - продолжает мужчина.
Руководством не раз приглашались специалисты завода-изготовителя оборудования. Приезжали специалисты действующих производств из западных регионов страны с целью обучения рабочих и улучшения производства. Дважды приезжали специалисты из Китая. Но добиться от персонала необходимой производительности труда начальство так и не смогло.
Охвачены огнем
Более того, в октябре 2014 года произошел пожар в головном офисе ООО «Алекс», расположенном в Улан-Удэ, на проспекте Автомобилистов. В результате причинен ущерб на сумму более 1 млн рублей. В этом пожаре сгорело два котла — выставочных образца, торговое и офисное оборудование, оргтехника, большая часть документации.
- Мы считаем, что причиной пожара явилась неисправность электропроводки, возникшая по вине рабочих собственников здания, которые вечером накануне пожара использовали нашу розетку для работы бетономешальной машины. Вследствие этого произошла перегрузка и короткое замыкание, - считает Мария.
Заработал инвалидность
Однако беда не приходит одна. 18 июня 2015 года произошел пожар на самом заводе поселка Новоильинск. Прибыв на место, руководство обнаружило пластиковые канистры из-под бензина. В результате пожара была испорчена часть оборудования.
- Ввиду отсутствия денежных средств мы не смогли произвести надлежащий ремонт оборудования, так как это требовало покупки запасных частей импортного производства. На тот момент курс поднялся, и это стало нереально, - продолжает рассказ Мария Шантанова.
Пришлось остановить производство. Началось воровство на заводе.
- Была похищена мешкотара на сумму более 300 000 рублей. Стали исчезать инструменты, строительные материалы и т.д. Гендиректор несколько раз писал заявления о кражах, но они продолжались. Из-за всех этих происшествий у директора возникли проблемы со здоровьем: несколько раз были микроинсульты на фоне гипертонического криза. И, в конце концов, произошла гипогликемическая кома. Человек был надолго госпитализирован и в результате получил инвалидность второй степени, - отмечает девушка.
Отметим, директор ООО «Алекс» Андрей Зодоев находится на постоянном контроле у врачей и вынужден был отойти от управления. Ему пришлось выехать в Москву для полноценного лечения.
«Будем разбираться»
Именно болезнь не позволила генеральному директору предоставить подтверждающие документы о пожаре и постоянных кражах министерству промышленности республики, утверждает руководство завода.
- Их юрист, не разобравшись в ситуации, не дождавшись подтверждения фактов пожара от директора и объяснения остановки производства, написал запросы в МВД и ФНС с целью проверки деятельности завода, а позже подал исковое заявление в Арбитражный суд РБ о возврате субсидий. В ходе судебного разбирательства юрист Минпромторга ошибочно указал дату пожара на заводе, - поясняет она в ходе разговора.
Из-за этой ошибки суд посчитал, что ООО «Алекс» недобросовестно исполнил свои обязательства по договору с Минпромторгом.
- В действительности, договор нами полностью выполнен, завод проработал более трех лет, исправно платил налоги, производил продукцию. А причиной закрытия завода стали форс-мажорные обстоятельства, возникшие в результате причинения вреда оборудованию завода третьими лицами, - говорят учредители.
Сейчас руководством завода по производству пеллет подана апелляционная жалоба на решение арбитражного суда.
«Нужно что-то с этим делать»
Так, попытка создать что-то новое в Бурятии обернулась для предпринимателей финансовыми и моральными потерями.
- Конечно, мы рассчитывали на получение прибыли, но в то же время наше производство несло очень много полезного для общества и природы Бурятии. Нам, как создателям этого проекта, очень горько и обидно получить столько негатива как со стороны надзорных органов, так и общественного мнения, во многом созданного искусственно, - говорят собственники.
По их словам, на реализацию этого проекта потрачено пять лет и миллионы рублей личных средств. И все ради того, чтобы создать в Бурятии что-то новое и полезное и для себя и для общества.
- При первой же нашей проблеме, вместо того, чтобы оказать помощь и попытаться совместно спасти производство, Минпром сразу же попытался откреститься от нашего проекта и написал запросы о проверках в надзорные органы, что окончательно поставило крест на проекте, – отмечает руководство завода.
Сейчас учредители не сомневаются что добьются правды и "обелят" свое имя в государственных структурах.
- Сто раз теперь буду думать перед тем как начинать новое дело. Хотя могу сказать, что этот проект дал мне хороший опыт. Я ни о чем не жалею. Но больно видеть, как практически все крупные предприятия Бурятии «завалились на бок». С этим нужно что-то делать, - подытоживает один из учредителей, пожелавший остаться анонимным.
Справка infpol.ru
В 2013 году на производстве в Новоильинске работало в среднем 26 человек. Основные средства на балансе ООО «Алекс» составляли 33 млн 384 тыс 917 рублей. За 2013 год уплачено налогов на 986 299 рублей. Произведено 9 000 тонн пеллет. Заключено 28 договоров на прием и переработку опилок и отходов деревопереработки. Пеллеты - высокотехнологичный продукт, который используется для получения тепловой энергии. Получается путем переработки отходов деревопроизводства (опилок). Полностью экологичный продукт может использоваться для отопления любых объектов инфраструктуры, расположенных в местах непосредственного проживания людей. Имеет нулевой выброс вредных отходов. В Арбитражный суд подана апелляционная жалоба ООО "Алекс" на исковое заявление минпромторга Бурятии.