Ученые-биотехнологи создали аналог живой кожи – модифицированную коллаген-ламининовую матрицу. Генеральный директор ООО «Малое инновационное предприятие «Байкальский центр биотехнологий» Юрий Балханов рассказал о том, как им удалось создать ранозаживляющий материал, на какой стадии находится разработка, и что общего оно имеет с зарубежными аналогами. Уточним, что проект принимает участие в акселерационной программе «Республика».
Аналог живой кожи
Одно из перспективных направлений в современной медицине – регенеративная, улучшающее качество жизни человека за счет восстановления или замещения утраченных структур и функций органов и тканей.
Как отмечают специалисты, ранозаживляющее средство актуально при ожогах, трофических язвах, пролежнях, обморожениях, длительно незаживающих ранах. Имеет вид стерильной прозрачной пленки, применяется в области хирургии и самостоятельно в домашних условиях.
- Во все времена ожоговые больные трудно поддавались лечению. Около 600 тысяч пациентов по стране поступают ежегодно. Около 20 тысяч человек погибают. В больницах обычно пересаживают кожу с одной части тела на другую, таким образом, человек получает две раны. Когда ожоги большие, то своей кожи не хватает. На сегодня нет такого препарата, который бы лечил раны при ожогах. У нас есть прототип, представляющий собой тонкую пленку, в основе которой коллаген и ламинин, - отмечает Юрий Балханов.
Стоимость в десятки раз меньше
Идея создания заменителя живой кожи возникла год назад. Идейным вдохновителем проекта стал биотехнолог Эрдэм Дашинимаев, в данный момент работающий в Москве, но, тем не менее, он консультирует команду по разным вопросам.
- Медицинский центр «Диамед» и БГУ объединили свои силы и создали МИП «Байкальский центр биотехнологий». Оборудование закупило БГУ. Ремонт, расходные материалы, зарплата сотрудникам - всё это взял на себя «Диамед». Таким образом, мы представляем государственно-частный проект. «Диамед» является учредителем предприятия. Подобного медицинского изделия на рынке в России нет, есть только в США и в Европе. Но наш продукт не является копией. Мы создали нечто уникальное и более совершенное. В России здравоохранение дешевле, чем в перечисленных странах, поэтому себестоимость продукта низкая. У нас имеется своё ноу-хау - очевидные плюсы по сравнению с американским продуктом. В Америке 5x5 см такого продукта стоит от 1000 $ у нас от 20$. В Соединенных Штатах изначально все клеточные технологии дорогие. Отличие в том, что у них подобный продукт имеет человеческие клетки, у нас же иная технология, и мы добились лучших результатов. За границей транспортировка кожи происходит в особом инкубаторе, её срок хранения составляет не более пяти дней, у нас же продукт может храниться достаточно долгое время, около года и даже больше. Продукт свободно может храниться в холодильнике, продаваться в аптеках, - рассказал Юрий Балханов.
Секрет состава
- Отличие наших разработок от западного аналога в том, что наш продукт не имеет человеческих клеток, поэтому он более многофункционален, нежели за рубежом. Продукт, имеющий клетки трудно продавать, он имеет массу ограничений, также чужеродные клетки трудно приживаются, могут вызвать аллергическую реакцию. Мы же на промежуточном этапе ликвидируем человеческие клетки, и у нас на выходе получается продукт, отличающийся от западного аналога, - рассказал руководитель.
Состав аналога живой кожи имеет биологически активные вещества - производные клеток кожи: коллаген и ламинин. Готовый коллаген разработчики добывают из сухожилий лабораторных крыс. Коллаген тоже обладает лечебным фактором. Ламинин воспроизводят клетки, которые затем ликвидируются. Ранозаживляющий материал, по сравнению с аналогами, не содержит чужеродные клетки, отличается сравнительной простотой изготовления, длительностью срока хранения – не менее 12 месяцев.
Как отметил Юрий Балханов, разработанная технология зарегистрирована как результат интеллектуальной деятельности: «Способ производства коллаген-ламининового матрикса для заживления язв, ожогов и ран кожи человека», также подана заявка на патент.
Штучные специалисты
Команда, которая работает над проектом: Юрий Балханов - генеральный директор ООО «Малое инновационное предприятие «Байкальский центр биотехнологий», Медицинский директор МЦ «Диамед», Эрдэм Дашинимаев - старший научный сотрудник Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН (г. Москва), Арюна Цыбденова - научный сотрудник МИП «Байкальский центр биотехнологий», ассистент кафедры анатомии и физиологии Медицинского института БГУ, Татьяна Синицына - студентка Медицинского института БГУ.
Как отметил гендиректор предприятия, каждый член команды – это самородок, штучный специалист из Бурятии.
Ожидается бум
- В наших планах зарегистрировать продукт и начать его продавать в розницу в аптеках. Думаем над тем, где будет упаковано изделие. Отрабатываем все варианты. Скорее всего, изделие будет продаваться в виде пластыря. Что касается инвестора, надеемся, что государство нам поможет, - говорит Юрий Балханов.
В дальнейшем разработчики планируют наладить выпуск косметических продуктов на основе ламинина и коллагена.
- Ламинин – основной белок, который улучшает и омолаживает структуру кожи. Его можно использовать в косметических целях. Коллаген тоже обладает лечебным фактором, - подчеркнул руководитель «Байкальского центра биотехнологий».
В самое ближайшее время команда планирует проводить клинические испытания.
- В России закон, разрешающий исследования в области клеток, вышел недавно. Поэтому ожидается бум на подобные разработки. Мы на лет 15 отстаем от европейских стран по исследованиям в данной области, - отметил Юрий Балханов.
«Рассказать о проекте за две минуты – этому тоже надо учиться»
А вот, что думает руководитель предприятия об участии в акселерационной программе «Республика»:
- Акселератор даёт возможность посмотреть со стороны на свой проект. Специалисты дают дельные советы по поводу организации бизнеса. Я много полезного почерпнул из акселератора, мне объяснили то, как нужно оформлять презентацию, как преподносить информацию до потенциальных инвесторов. Ведь рассказать о проекте за две минуты – этому тоже надо учиться.