Громкая победа бурятского национального театра на федеральном шоу сегодня на устах у всех. Но эйфория, накрывшая на днях всю Бурятию, скоро начнет спадать, а проблемы у лучшего танцевального коллектива страны грозят так и остаться нерешенными. Об этом и не только руководители и артисты «Байкала» рассказали журналистам на пресс-конференции.
Отказаться от конкурса
Организаторы шоу «Танцуют все!» долго искали претендентов на участие в проекте. Отсмотрели все коллективы страны и вдруг наткнулись на сайт театра «Байкал».
- В наш орготдел написала девушка из Москвы по имени Азиза. И ей ответили, что мы не сможем принять участие, так как у нас есть график и на полтора месяца мы не можем из него выбиваться, - рассказывает Жаргал Жалсанов, художественный руководитель театра.
Коллектив ждали зрители в районах Бурятии и в соседних городах.
- Мы должны были поехать выступать в Иркутск, Читу, Агинск. Уже афиши были готовы. К тому же у всех разные обстоятельства: семья, дети, которых надолго не оставить. И мы отказались от участия в «Танцуют все!», - говорит артист балета театра «Байкал» Тумун Раднаев.
Как рассказывает Жаргал Жалсанов, москвичка Азиза из-за отказа даже расплакалась. Но потом написала уже в концертный отдел театра. И там уже Аюр Догданов ей ответил положительно.
- Мы решили, что все-таки у нас юбилей - 75 лет, мы должны по российскому каналу показать себя. И даже если не победим, о нас просто хотя бы узнает вся Россия, - говорит Жаргал Жалсанов. – На дорогу денег у нас не было, в министерстве культуры тоже нет. Потом обратились в Народный Хурал, там такая же ситуация и подсказали, что надо обратиться в резервный фонд главы Бурятии. И Алексей Цыденов выделил 1,5 млн, но с условием, что мы должны попасть в тройку сильнейших. Иначе, сказал, обратно поедете в общем вагоне (смеется).
Бить конкурентов их же картами
Самым сложным периодом на проекте артисты назвали вторую половину конкурса.
- До третьего тура мы как-то более или менее на домашних заданиях проходили. Но когда мы станцевали китайский танец, мы уже физически ощущали, что идя таким путем, мы проиграем. Номер хороший эффектный, к профессионализму вопросов нет. Но конкурс нацелен на то, чтобы найти себя в той сфере, где тебе непривычно и сложно. И мы смотрели на конкурентов и думали, как бы нам тоже сделать что-то в их стиле. К примеру, хотели поставить индийский танец, как «Маюри», но к тому туру они уже покинули проект, и смысла в этом не было. А к последним турам нам уже говорили, что мы бьем конкурентов их же картами, - рассказывает Жаргал Жалсанов.
Как известно, времени на подготовку номеров у участников шоу было крайне мало – меньше недели. А однажды «Байкал» фактически сделал танец вообще за сутки.
- Была у нас одна трагедия. За два дня до выступления у нас был не готов танец. Мы делали вог в предпоследнем туре. У всех истерика. Проводят только технические репетиции, когда свет выставляют, гримеры работают еще что-то. И ты как будто весь день чем-то занят, а репетировать невозможно. И уже была мысль взять что-то из старых заготовок. Но мы понимали, что мы таким путем проиграем. В итоге вог сделали практически за сутки. А костюмы, образ появились только часа за три до выхода на сцену, - делится подробностями подготовки художественный руководитель. – Я думал, что вог будет провальным номером. Но потом ребята вышли и сделали все четко, как будто за час до этого не было всего этого бардака. И еще получили 30 баллов! Наверное, это и называется команда.
Еще одним переживанием стал момент, когда за танец в стиле контемпорари театр получил низкий балл. В этом в шутку винили артиста Федора Кондакова, который в разговоре назвал стиль сокращенно «контемп». И еще одного танцора.
- Тумэн Валерьевич, наш шаман же постоянно играет в постановках. И перед каждым выступлением по утрам он капает молоком на удачу. А в этот день не покапал, молоко закончилось! И мы на него тоже эту вину повесили, - смеется Жаргал Жалсанов.
Дать звания всем
В соцсетях поклонники театра вовсю требуют дать танцорам-победителям звания заслуженных и народных артистов Бурятии, построить, наконец, коллективу собственное здание. Но услышат ли их запросы власти?
- Я знаю, что директор Авиазавода хочет нам что-то вручить. Возможно вертолет, потому что у нас в хип-хопе был элемент «бурятский вертолет» (смеется). В Министерстве культуры обещают дать звания нескольким артистам… Но вот если б я был министром культуры, я бы просто несмотря на возраст, несмотря ни на что, дал бы звание каждому танцору. И еще премии, выделил земли на постройку дома и так далее. Вот это было бы совсем другое отношение. Мы бы тогда поняли, что мы нужны Бурятии, нужны бурятскому правительству, - говорит директор театра «Байкал» Дандар Бадлуев.
А что касается долгожданного здания, вопрос понемногу начинает решаться. Но все-таки пока все ограничивается только словами.
- Хочу сказать, что депутаты Хурала нас очень сильно поддерживают. Они так болеют за нас и собрали сами совещания, пригласили представителей администрации города, Минимущества. Вопрос вроде бы сдвинулся с места. Сейчас, думаю, наш и.о. главы должен создать какой-то оргкомитет, чтобы дать поручение городу о выделении земли и так далее. Но пока были просто хорошие слова. Надеюсь, что когда эйфория пройдет, все это не забудется.
Московские постановщики отметили высокий профессионализм наших артистов и их потенциал работать в абсолютно разных стилях. И в финансовом плане «Байкалу» было бы выгоднее работать в столице.
- Егор Дружинин сказал: «Базировался бы ваш коллектив в Москве, вас бы тут оторвали с ногами и руками». Нас уже к себе на свадьбы, юбилеи хотят в Москве, а мы не можем, все-таки это далековато, - объясняет Жаргал Жалсанов.
Еще вариант – стать федеральным ансамблем и уже иметь возможность претендовать на государственные гранты.
- Глядя на наших коллег из других городов, становится обидно за нас. Остальные коллективы имеют государственные гранты, у них высокие зарплаты и большие возможности. Мы же в очень трудном положении. У нас своей площадки нет, нам приходится постоянно таскать свои вещи туда-сюда. Мы не ощущаем моральной поддержки со стороны власти. Это очень обидно. Мы же не для себя просим дом, чтоб я там жил или Жаргал Жалсанович. Это духовная культура нашего народа. Наше правительство должно это увидеть. Мне всегда так жалко наших ребят. Они на концерте получают овации, любовь зрителей. А после идут грузить костюмы, оборудование, убирать все. Это разве жизнь артиста? Поэтому эта победа, я надеюсь, заставит по-другому посмотреть на ситуацию. Ведь культура – это фактор, объединяющий народ.