Владимир Черников из Красноярска уже несколько лет колесит по самым удалённым уголкам страны, да и всего континента. В конце мая он первым в мире покорил полюс недоступности Евразии, который находится в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Уже потом велосипедист признался: путешествие оказалось непростым.
- Я предполагал, что будет тяжело, но не думал, что до такой степени. Вместо измеренных по GPS 90 километров реально получилось более 100. Это из-за многочисленных горок, которые картой не учитываются. С бархана скатился – на дюну поднялся. Здесь они высотой с пяти-семиэтажный дом. На последних 10 километрах начались рыхлые участки. Очень пригодился прошлогодний опыт путешествий по Намибии и Камчатке. Последние 2 километра шёл на автомате, как зомби. В тени +32, а на солнце – все 45. Устал страшно, – цитирует его официальный сайт экспедиционного центра Русского географического общества (далее – РГО) в Сибири.
В дороге постоянно сводило мышцы рук и ног. Собрав последние силы, Владимир Черников сделал несколько фотографий, поставил палатку, вскипятил чай. Он сильно похудел, но своей цели всё-таки достиг. А уже через несколько дней отправился покорять второй полюс недоступности – в ста километрах от китайского города Кульджа. Пенсионер добирался туда по гравийке через два перевала и потом ещё около пяти километров поднимался в горы по овечьим тропкам.
- Когда они кончились, то я просто шёл по довольно крутому склону. Высота, конечно, чувствовалась, да и температура была около нуля. Зато виды снежных вершин завораживают. Велосипед оставлял внизу, потому что накануне почти сутки шёл дождь и тропы раскисли. Ноги постоянно были мокрыми и мёрзли. Утеплялся полиэтиленовыми мешками, которые надел под ботинки поверх носков. А перед этим перебирался вброд через реку – метров 30. Течение быстрое, но глубина не выше колена. Перешёл без проблем, – поделился он.
Минувшей весной вместе с группой единомышленников Владимир Черников успел побывать и на вулканах в Хакасии.
- Никто и не думал, что они там есть, но около озера Белё нашли аж три штуки. Мы обнаружили ещё и другие и на первомайские праздники большой толпой красноярских велосипедистов съездили туда, – рассказал экстремал trk7.rul.
Пенсионер-экстремал вернулся в родной город спустя месяц. За это время он преодолел более восьми тысяч километров, из них почти две тысячи – на велосипеде. А теперь собирается покорять потухшие вулканы Перетолчина и Кропоткина. Они расположены в Восточных Саянах – в так называемой Долине вулканов. В Бурятию Владимир Черников поехал вместе с товарищами – Алексеем Князькиным и Сергеем Изуповым.
- Путешественник и двое его соратников стартуют в начале июля: сутки на поезде из Красноярска до станции Култук, потом более 200 километров по Тункинской долине – до приграничного с Монголией посёлка Монды, далее 160 километров перевалами по гравийной дороге до райцентра Орлик, ещё 70 километров по разбитой «Уралами» грунтовке до термальных источников Хойто-Гол и 20 километров по тропе в горную Долину вулканов, – рассказали в экспедиционном центре РГО.
К путешествию велосипедисты подготовились основательно. Они не исключают, что в Бурятии придётся столкнуться с необъяснимыми явлениями.
- Нам понадобится защита от комаров, тёплая одежда, запасная обувь для болот и бродов, верёвки для наведения переправ. Причём один брод будет около 200 метров вдоль реки, другой – более 20 метров шириной и глубиной по пояс. Вода очень холодная. Так что упорство приветствуется. Но болота, броды, перевалы, гнус и вероятные встречи с медведями – это отнюдь не единственные испытания, которые предстоит преодолеть, – отмечает красноярский первопроходец. – Известно, что в местах разломов земной коры намного чаще случаются аварии, а самочувствие человека ухудшается. Причина, вероятно, в том, что в геопатогенных зонах изменяется планетарное электромагнитное поле. Раскалённая магма, находящаяся в районе вулканов намного ближе к поверхности, искажает это поле сильнее. В результате течение времени и структура пространства в таких местах аномальны. Не исключено, что мы прикоснёмся к каким-то мистическим явлениям, о которых знают и которых побаиваются местные жители.
Он приводит выдержки из исследования известного географа и геолога, члена императорского Русского географического общества Петра Кропоткина, в честь которого и назван один из вулканов. В 1897 он писал: «Ни их отцы, ни деды не помнят о том, чтобы когда-нибудь здесь был виден огонь. Но ходить на кратер им «бырхи» (страшно) и потому, когда случается проезжать мимо этого места, буряты всегда творят молитву, повторяя несметное количество раз: Ом-мани-падме-хум. На кратер же не поднимаются и вблизи его не ночуют».
Владимир Черников заявил: вместе с попутчиками он намерен провести хотя бы одну ночь непосредственно в кратере – «чтобы почувствовать себя сталкерами».
- Согласитесь, что это намного серьёзнее, чем моя недавняя ночёвка на математически вычисленном континентальном Полюсе недоступности, – отметил он.
Кроме покорения вулканов, красноярский путешественник, как всегда, выполняет и гуманитарную миссию.
- Кропоткин – яркая страница в истории России. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения этого великого человека, теоретика анархизма, идеям которого сейчас следуют лишь свободные путешественники. Символично было бы помянуть князя Кропоткина на вулкане, названном его именем и установить там мемориальную доску. Мы это сделаем, – пообещал экстремал.
Кстати, в этом году исполняется 150 лет опубликованному Кропоткиным экспедиционному отчёту, в котором как раз и были описаны вулканы Тункинской долины. Так что поход красноярцев, который по традиции пройдёт при поддержке Экспедиционного центра РГО, станет поистине историческим. Маршрут новый и рассчитан на четыре недели.
- Неважно, каким будет обратный путь, главное – выполнить свою задачу. Как-нибудь выберемся, – заявил Владимир Черников «НГС. Новости».
Первый раз путешественник из Красноярска сел на велосипед в 1998 году. За это время он сменил «пять железных коней». Последний велосипед, на котором пенсионер ездит третий год, оборудован специально для дальних путешествий: хорошо держит колею, имеет специальные багажники и широкие колёса.