У советской ребятни не было ни смартфонов, ни планшетов, ни компьютеров. И, конечно же, не было у них такого разнообразия игрушек, что есть у современных детей. Зато смекалки всегда хватало для весёлого времяпрепровождения!
Причём далеко не все игры были безопасны, и даже удивительно, как многие тогдашние дети дожили до наших дней. Помимо великого множества игр с мячом, они устраивали себе забавы, где в ход шли палки, консервные банки, старые велосипедные колёса, папина проволока и мамина резинка от бигудей.
- Мы спускались на строительном каучуке с пятого этажа, раскачивались на нём - в общем рисковали жизнью, как и все дети того времени, - рассказывает режиссёр, киносценарист и актёр Жаргал Бадмацыренов.
Ни в коем случае не пытайтесь повторить подобное!
И зимой, и летом дети играли в «Вышибалы», «Классики», «Лапту», «Светофор», «Казаки-разбойники», «Сломанный телефон», «Картошку» и уйму других интересных игр. До темна или до маминого «Домой!»
Но мало кто помнит правила любимых игр сегодня. Впереди зимние каникулы, так что во многие из них можно поиграть и сейчас. Вспомним правила некоторых игр, бывших популярными в советское время.
Классики
В этой игре мелом на асфальте чертится поле с десятью пронумерованными квадратами и полукругом, его ещё называют «котлом». Определяется очередь, кто за кем кидает битку – обычно это камушек. Первый кидает битку на 1.
Затем ему нужно прыгать на одной ноге на 1, потом на 2, потом сразу двумя ногами на 3 и 4, одной на 5, двумя на 6 и 7, одной на 8 и двумя на 9 и10. Далее нужно повернуться на 180 градусов, при этом оказавшись снова двумя ногами на 9 и10, и прыгать обратно тем же ходом.
Дальше битка бросается на 2, и игрок прыгает сначала, постепенно кидая битку все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На обратном пути нужно наклониться и поднять свою битку. Если не попасть камнем в нужный квадрат или потерять равновесие и наступить на черту, то произойдёт переход хода, значит, прыгает следующий игрок.
Выигрывает тот, кто первый осилит десятку. Если битка попадет в «котел», то сгорит один «класс», придётся кидать её на один квадрат меньше, чем до этого «набрали».
Резиночки
В этой, казалось бы, простой игре, где требуется только резинка, побеждал самый ловкий и «прыгучий» игрок. Играли в неё девчонки.
Двое игроков натягивают между собой резинку, а третий через нее прыгает. Постепенно резинка поднимается, и повышается уровень сложности игры. Труднее всего было одолеть уровень «Резиночка на талии». Тем более, что на каждом уровне нужно выполнять определенные упражнения: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и другие.
- В детстве у нас была любимая игра, девичья – «Резиночки». В неё можно играть втроём: две девочки вставали в резинку так, чтобы она натягивалась между ними в две линии. Сначала на уровне щиколоток, потом коленей, потом попы – так игра усложнялась. А третья девочка прыгала через резинки какую-то комбинацию до тех пор, пока не «пропадёт» - не ошибётся. Я-то точно была чемпионом двора! - хвастается певица Мэдэгма Доржиева.
Вышибалы
Для этой игры требуется только мяч и ловкость игроков. Из компании выбираются «вышибалы» - по два человека на обе стороны площадки. Они встают напротив друг друга на расстоянии 10 метров. «Вышибаемые» располагаются в центре.
«Вышибалы» должны попасть мячом в каждого из «вышибаемых». Тот, кого задел мяч, покидает поле. «Вышибаемые» должны уворачиваться от мяча. Но им также позволяется ловить мяч на лету, стараясь не выпустить его из рук. От земли мяч ловить нельзя. Нарушитель считается «выбитым».
Если поймать мяч, как положено, получишь дополнительную «жизнь». Ею можно «спасти жизнь» товарищу или воспользоваться самому.
Если из «вышибаемых» остался один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Получилось? Команда возвращается на поле.
Казаки-разбойники
В «Казаках-разбойниках» игроки должны поделиться на две команды – «казаки» и «разбойники». Они выбирают «атаманов» и площадку, за пределами которой играть запрещено.
«Казаки» определяют свой штаб, «разбойники» придумывают пароли, лишь один из которых правильный, а все остальные – ложные.
По сигналу «разбойники» разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте подсказки для своих врагов. Их задача захватить штаб «казаков», а цель «казаков» - поймать разбойников, поместить их в «темницу» и выпытать правильный пароль. Например, щекоткой. Из «темницы» разбойники не должны убегать.
Сломанный телефон
Играть в эту игру можно одной или двумя командами. Сначала выбирается водящий, который одному из игроков шёпотом на ухо произносит слово или фразу, а тот должен в точности повторить сказанное другому игроку и так далее.
Последний игрок вслух произносит то, что услышал от предыдущего игрока. Результат сравнивается с оригиналом. Если играют две команды, то выигрывает та команда, чей результат наиболее точен.
Колечко-колечко
В этой игре от вас требуется внимание и способность быстро бегать. Сначала выбирается водящий. Игроки усаживаются в ряд и складывают ладони лодочкой.
Водящий держит в сложенных ладонях какой-либо мелкий предмет – кольцо, камушек, или пуговицу. Так он по очереди обходит всех, вкладывая в ладошки каждого свои сложенные ладоши, приговаривая при этом: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю».
Одному из игроков водящий должен незаметно положить в руки «колечко». Когда «обход» будет окончен, водящий произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Игрок, у которого в руках оказалось «колечко», должен вскочить и убежать. Остальные игроки ловят его.
Картошка
В этой игре важны скорость реакции и ловкость. Участники становятся в круг и бросают друг другу мяч – он же «горячая картошка». Тот, кому летит мяч, должен отбить его. Если этого не сделать, вы попадёте в котёл – в центр круга.
Сидя на корточках в «котле», игрок, не вставая, ловит пролетающий над ним мяч. Поймав его, он освобождает себя и других угодивших в «котёл», а игрок, совершивший неудачный бросок, садится в центр.
Режиссёр и поэт-сатирик Юрий Ботоев в детстве придумал собственную игру под названием «Хоккобаск». Для читателей infpol.ru он раскрыл её смысл.
- Конечно, в нашем детстве, в конце 20 века в основном были уличные игры. Компьютерные игры на базе ZX-Spectrum, Atari и приставки «Денди» появились в конце 80-х, начале 90-х. И то были единичными. На улице мы играли в футбол, хоккей, городки, домино. Правила этих игр знают все. Иногда мы придумывали свои игры. Например, когда уже растаял лёд и кругом была слякоть, мы находили небольшое помещение. В один угол ставили стул, в другой пустую мусорную корзину. Участвовали два игрока. У того, кто у корзины – хоккейная клюшка. В качестве спортивного снаряда – теннисный мячик. Смысл игры такой: игрок, защищающий ножки стула, пытается рукой забросить мяч в корзину. Другой игрок клюшкой защищает корзину. И, наоборот, игрок с клюшкой, когда к нему попадает мяч, должен клюшкой забросить мяч в створ «ворот» из ножек стула. Защитник стула защищает ворота только ногами. Эту игру придумал я и назвал её «хоккобаск» - от слов хоккей и баскетбол. Игра захватывающая, и порой равный счёт остаётся до конца игры. Это некая дуэль двух разных видов спорта на одной площадке. Кто-то силен в хоккее, кто-то в ручных видах спорта. Можно было бы проводить чемпионаты. Осталось только за малым – запатентовать игру.
А какие игры помните вы? Пишите в комментариях.