27 и 28 июня в Русском драматическом театре им. Н. Бестужева пройдет премьера постановки «Перед потопом». В ее основе пьеса современных драматургов Братьев Пресняковых, основателей «новой драмы». Над спектаклем работает режиссер-постановщик Тадас Монтримас и художник-постановщик Кристина Войцеховская. Специально для infpol.ru они рассказали о том, что ждать улан-удэнцам от предстоящей премьеры. Оговоримся сразу, спектакль ожидается фееричный, актуальный и с глубоким философским смыслом, одновременно комедийный и легкий для восприятия.
Смелые и дерзкие Братья Пресняковы
Братья Пресняковы достаточно популярные в театральном мире драматурги. К ним обращаются современные режиссеры из многих театров России. Они достаточно смелые и дерзкие, вызывающие на диалог. В 90-ых годах Пресняковы начали набирать популярность и с тех пор считаются авторами, поднимающими актуальные темы и представляющие лучшие образцы театральной драматургии.
- Нельзя сказать, что постановка – это эксперимент, спектакль поднимет интересные темы, которые заставят задуматься. Постановка по пьесе Братьев Пресняковых «Перед потопом» представляет изложение мифа о древнем потопе на современный манер. Главного персонажа зовут Йон – это Ной, но только наоборот, что указывает на то, что миф будет, не только пересказан, но и у него появится новое прочтение, которое кардинальным образом отличается от общеизвестного варианта, - рассказал режиссер-постановщик.
Обилие выбора лишает воли современного человека
Главный герой - представитель среднего класса. По меркам западного мира у него есть всё, что нужно для беспечной жизни – это его работа, и средства, которые позволяют ему иметь все атрибуты современного жителя мегаполиса. И вот однажды он получает радостное известие от самого бога, спустившегося на землю в человеческом обличии, о том, что он выиграл яхту, на которой может спастись от потопа и взять с собой тех, кого он сам пожелает. И вот здесь завязывается интрига. Кого возьмет с собой Йон на палубу яхты – зверей, любимую?
Вопрос приобретает нетривиальный характер в условиях современного мира, когда человек не знает, чего он хочет. За него решают политики, рекламщики, мода, но только не он сам. В этом мире есть выбор, но человек всегда чем-то ограничен, географическим положением, решением властей, волей родителей.
- Бурятия тоже живет общеевропейскими стандартами и навязанными ценностями, но таковы реалии глобального мира. Постановка ставит актуальный вопрос: а кто такой герой настоящего времени, существует ли он? Или мир погряз в индивидуализме и ложных ценностях? Важная тема, которую поднимает спектакль – это вопрос веры. В современном мире рыночных отношений и торговых центров нет понятия веры в бога. Человек потерял свою одномерность, стал многоликим, обилие выбора лишает его воли. Поэтому главная тема спектакля: чтобы было, если бы современному человеку дали шанс спасти мир, чтобы он предпринял в этом случае, - задаются вопросами Кристина Войцеховская и Тадас Монтримас.
Герой нашего времени и диванная критика
- Человек в современных реалиях беспомощен: система старается решить все жизненно важные вопросы за него. Создаётся лишь иллюзия, что индивидуум выбирает сам, на самом деле все уже предрешено. В театре уже была попытка определить, кто он - современный герой, в постановке «Конец героя», и мы пришли к выводу, что в сегодняшних реалиях сложно быть героем. Слишком много тех, кто решает за нас, что носить, есть и за кого голосовать, а человек, как всегда, выбирает то, что попроще и безопаснее. У нас в спектакле будет персонаж – чиновник, искренне желающий что-то предпринять для улучшения жизни, но система и за него всё давно решила, - разъяснил Тадас Монтримас.
У Пресняковых в пьесе между шутками над современными реалиями прослеживается глубокая философия.
На вопрос, чем руководствуется режиссер при выборе пьесы, Тадас Монтримас ответил, что спектакль – это всегда высказывание, и режиссер при выборе пьесы задумывается о том, что донести зрителям, это своего рода вызов. Поэтому спектакль поднимает актуальные вопросы, дабы зритель после просмотра возвращался к постановке, так сказать, выходил на мысленный диалог с режиссером.
В спектакле затронута и тема диванной критики, ставшей повсеместной. Критикуют всё подряд, все знают о том, как нужно жить, как вести бизнес, править государством, а когда человеку выпадает шанс - он тут же теряется. Диванная критика заканчивается там же, где и началась.
Один большой торговый центр
Декорации в Русском театре драмы отличаются многофункциональным минимализмом и оригинальными конструктивными решениями. Так и в этот раз Кристина Войцеховская отличилась изобретательностью.
- Сцена будет переоборудована в большой торговый центр, в разных сценах он будет трансформироваться то в офис, то в гостиную. Одновременно пространство некоторыми чертами будет напоминать храм, в котором прослеживается связь с высшими силами. Незримо в спектакле будет присутствовать стихия, как нечто сакральное, близкое к божественному. На сцене также появятся звери в человеческом обличье: персонажи на первый взгляд кажутся однобокими и злыми, а в реальности - добрые и милые. Такой обман зрения и двоякость будут присутствовать во всех элементах сценографии, - рассказала Кристина Войцеховская.
Пара подытожила, что несмотря на философский контекст, спектакль задуман легким и драйвовым, чтобы люди посмеялись и подумали над современными реалиями.