Из глубины пещеры повеяло сыростью и холодом. Нас словно обдало струей ледяного воздуха. А ведь еще минуту назад, пока мы не спустились в узкую расщелину, экспедиция изнывала от 30-градусной июльской жары. Но здесь было тихо, сыро и мрачно, словно в склепе
То, что пещера имела искусственное происхождение, было ясно сразу. Свет фонаря то и дело вырывал из темноты аккуратно прорубленные и зачищенные стены. Чтобы пробить каменную твердь, понадобился труд не одного десятка камнетесов. Только вот зачем кто-то пробивал этот желоб? Может, для того, чтобы спрятать в его глубинах несметные сокровища? Неужели после долгих поисков нам все-таки удалось выйти на тайный туннель меркитского племени?
Над излучиной реки Темник, у западной оконечности богатой и плодородной Тугнуйской долины грозно возвышаются остроконечные скалы. Это гора Шара-Тэбсэг (Тайхал), возле которой на ратном поле не раз сходились те, кто хотел изменить историю Великой степи. Здесь под звон мечей и пронзительный свист стрел на стенах древней крепости была поставлена точка в истории грозных соперников Тэмуджина – воинственных меркитах.
Почему-то многие, услышав словосочетание «меркитская крепость», тут же представляют себе высоченные каменные бастионы, возвышающиеся над Темником. На деле это комплекс почти неприступных скал, к вершинам которых ведет единственная и малозаметная тропинка. О том, что здесь некогда располагалось «орлиное гнездо» меркитов, напоминают лишь аккуратно выставленные вдоль тропинки каменные плиты с бойницами для лучников да вырубленные в скалах чаши.
Часть из них использовалась для сбора дождевой воды, в других разжигали тревожные сигнальные огни. Стоит отметить, что система обороны Тайхала была продумана до мелочей. От «дождевых» чаш пробиты специальные желоба, позволявшие утолить жажду защитникам нижних ярусов. Если противник все-таки сумел взять штурмом нижние площадки, то он был вынужден идти к вершине дальше под градом стрел.
Некоторые историки упоминали и о системе подземных ходов, позволявших воинам переходить с яруса на ярус, а то и вовсе покинуть крепость, если положение становилось безнадежным. Словом, по тем временам крепость была почти неприступной. Почти… так как монгольские отряды ее все-таки взяли.
Последний бой меркитов
О застарелой вражде Тэмуджина с вождями меркитов в книгах и исторических публикациях рассказывали не раз. Наверное, не стоит напоминать детали похищения супруги Чингисхана и вспыхнувшего затем в Великой степи подобия «троянской войны». Это был лишь повод. Причины противоборства меркитов и монгольских племен, объединившихся под дланью Чингисхана, лежат, видимо, глубже. В степи образовалось два мощных противника, каждый из которых претендовал на лидерство.
Столкновение между воинственными меркитскими племенами и отрядами Чингисхана было лишь делом времени. Война, в конце концов, произошла. Меркиты были разбиты и бежали в Тугнуйские степи - к скале, которую однажды даже назвали «крепостью последней надежды меркитов». Сюда в неприступный Тайхал перевезли они и все оставшиеся богатства.
В туннелях под горой было спрятано от 40 до 70 верблюжьих поклаж с золотом и драгоценностями. В долине Тугнуя меркиты надеялись отсидеться, поднакопить силы и снова выйти в Великую степь. Но не вышло. По следам племени двинулись отряды Чингисхана. Решающая битва произошла на Тугнуйских столбах.
По данным историков, монголы взяли гору в осаду. При этом гора Шара-Тэбсэг была взята в плотное кольцо. В конце концов, осажденные пошли на прорыв, но пробить кольцо так и не смогли. Практически все воины полегли у стен крепости. Остатки племени ушли на север. Наверное, кто-то выжил. Но история племени была завершена все-таки здесь, у горной гряды Тайхала, свидетельством чего стало множество курганов и могильников у подножия гряды. Кстати, поговаривают, что люди, которые остаются ночевать у подножия, часто слышат конский топот и лязг доспехов древних воинов, а некоторые даже видят призраков. Но верить этому или нет – каждый решает сам для себя.
Меркитское золото
Тайхал был взят. Но меркитского золота – тех самых то ли 40, то ли 70 поклаж - найти так и не удалось. Хотя поиск велся очень интенсивно. Об этом говорят десятки шурфов, раскиданных вокруг крепости. Часть из них – старинные, с полуобвалившимися стенами, другие – современные, где хорошо видна деревянная кладка. По рассказам местных, в 80-х годах в этой местности были даже военные. Вот только что они там делали, неизвестно. Но факт, что после их ухода глубоких ям у горы прибавилось.
По некоторым легендам, меркитские сокровища были спрятаны в одном из туннелей в глубине скалы.
- Там у подножия скалы есть потайная пещера. В нее неоднократно пытались проникнуть. Но узкий туннель поворачивает резко вниз. Глубина желоба неизвестна, говорили о 60 метрах или даже больше, - рассказала нам местный краевед Ольга Сизых.
Спуститься в желоб никто так и не рискнул – слишком уж опасное это место. Обычно народ ограничивался тем, что бросал в глубь камни в надежде услышать стук о дно глубокой пещеры. И совсем не исключено, что именно этот тайный туннель и стал местом захоронения меркитских сокровищ. На поиски тайной пещеры и направилась очередная экспедиция «Информ Полиса».
В поисках пещеры
Сейчас к подножию горы Шара-Тэбсэг можно легко добраться на машине. Ориентир – аршан, единственный в этих местах источник питьевой воды. Поэтому, если вы собрались идти на штурм крепости, стоит набрать воду здесь. Вода чистая и прохладная, с чуть заметным солоноватым привкусом. Как рассказали нам местные жители, умывшись в этом роднике и выпив даже несколько глотков, можно избавиться от многих недугов. Вот, наконец, и Тайхал. И та самая узкая тропинка, которая ведет к вершине.
Кстати, она пролегает через реликтовую абрикосовую рощу, занесенную в Красную книгу Бурятии. Кустики и впрямь сплошь усыпаны абрикосами. Правда, употреблять в пищу их невозможно: уж очень кислые. Роща начинает цвести в конце мая, но за короткое лето созреть абрикосы просто не успевают. Местные не раз пытались культивировать кустарники, но пока безуспешно. Абрикосы могут расти только в уникальном климате Тайхальской горы.
Чем ближе к вершине, тем тяжелее подъем. То и дело приходится цепляться руками за стволы деревьев и кусты, чтобы ненароком не скатиться вниз. Спустя несколько минут мы попадаем в настоящий «каменный сад» - по всей поляне расставлены каменные пирамидки высотой от нескольких сантиметров до полуметра. По негласной традиции, каждый, кто спускается с вершины, кладет камень на одну из «пирамидок». Да так, чтобы ни ветер, ни дождь, ни птицы не могли сдвинуть его с места. Такой ритуал принесет удачу и здоровье.
Еще одна достопримечательность – «Дерево здоровья». Такое название лежащий поперек тропы сухой ствол получил благодаря преданию, которое гласит, что всякий, кто прикоснется к дереву, забудет о болезнях. Но надо постараться пройти под деревом так, чтобы спина оставалась прямой, а тело не коснулось ветвей. Поверьте, сделать это очень сложно!
Подъем становится круче, а местность интереснее. Появляются огромные камни, на вершинах которых выдолблены глубокие отверстия. Это так называемые «чаши». Историки считают, что их использовали для сбора дождевой воды. И свою функцию они выполняют до сих пор – многие из чаш наполнены чистой водой, которая медленно стекает по выдолбленным в камнях желобам.
Сеть подземных туннелей
Наша главная цель – поиск таинственного «бездонного» туннеля. От вершины к вершине мы проходим всю крепость. Видны выдолбленные в камнях проходы. Но движение по ним каждый раз заканчивается тем, что утыкаемся в неглубокую нишу. Предполагаем, что здесь могли быть входы в пещеры. Но со временем их сдавило каменными осыпями и осевшими глыбами.
Кстати, то, что Меркитская крепость просто пронизана сетью подземных туннелей, ясно даже при беглом осмотре. На скалах то и дело видны пробитые проемы, в которые свободно проскользнет человек. Одни из них четырехугольные, словно двери, другие круглые. Впечатляет причудливая овальная «нора» на одной из скал. Предание гласит, что это след от стрелы, пущенной из лука рассерженным Чингисханом.
Но все эти выходы находятся на изрядной высоте, куда забраться без соответствующей подготовки и снаряжения нереально. Кстати, о том, что внутри пещеры немало таинственных пустот, говорит и то, что на одной из вершин имеется площадка с зыбучим песком, который легко утягивает внутрь даже небольшие камни.
Видимо, под песком имеются пустоты. Так что легенда о том, что крепость имеет обширные подземелья, подтверждается. То, что такие древние оборонительные сооружения часто кишат подземными ходами, факт общеизвестный. Подземные лазы в скалах использовались во многих крепостях. Одни из самых известных – это подземные ходы в Евпатории.
Подземелья близ Евпатории сооружались в течение сотен лет руками камнеломов при строительстве древних укреплений Керкинитиды и Гезлева. Многочисленные туннели и штольни образовали своеобразный город-лабиринт, а запутанные ходы превратили его в неприступную крепость-подземелье. Находившиеся здесь кирязы (древний водопровод) служили резервной системой водоснабжения крепости в случае его осады. Меркитская крепость создана аналогичным способом. Здесь есть мощные оборонительные сооружения, единственная и простреливаемая дорога, каменный водопровод и система подземных укрытий.
Вход в скальный лабиринт мы обнаружили совершенно случайно. Узкая нора спряталась под огромным валуном, нависшим в стороне от тропы. Вниз ведет пара некогда вырубленных в скале ступеней. Протиснуться можно только по очереди и налегке.
На улице дикая жара. А из темного и мрачного туннеля веет таким холодом, что бросает в дрожь. Сперва осторожно спускаем фонарь. Но свет дрожащего на весу фонаря позволяет нам увидеть лишь стену подземного хода – туннель резко поворачивает в сторону. Так что нужно лезть внутрь.
Снимаем рюкзаки, надеваем куртки, чтобы ненароком не пораниться. При спуске то и дело рискуем сорваться вниз: каменные стены, покрытые мхом и плесенью, очень скользкие. Здесь очень темно, жутко и настолько тесно, что сидеть приходится на корточках. Температура не превышает 5 - 10 градусов. Впереди различаем узкий проход. Он ведет по прямой, потом поворачивает направо и, резко сужаясь, обрывается вниз. Чтобы продвинуться дальше, нужно разбирать заваленный камнями лаз. Скорее всего, их бросали любопытные туристы, желавшие проверить глубину туннеля. Свободного пространства очень мало.
Разгребать камни приходится очень осторожно. Одна из нависших над головой каменных глыб держится на честном слове – ее придерживает лишь одна-единственная каменная плита, стоящая поперек туннеля. Аккуратно проползаем рядом. Ход сужается и резко идет вниз. Проход завален осыпавшимися булыжниками.
После некоторых раздумий сдвигать их не рискуем. Честно говоря, стало страшно. И было от чего. После небольшого «зала» проход пещеры становится настолько узким, что развернуться там невозможно - диаметр «колодца» сантиметров 50. Так что здесь можно лишь «дать задний ход». И если мы ненароком заденем какой-то камень, есть риск, что весь свод туннеля просядет вниз.
Поэтому мы лишь внимательно разглядываем уходящий на большую глубину желоб. Это действительно подземный ход – на стенах туннеля отчетливо видны следы инструментов. Нам говорили, что там есть и надписи. Но мы их, честно говоря, так и не разглядели. Возможно, они ниже – под слоем осыпавшихся камней. Куда ведет подземный путь – к какому-то выходу на вершине или к залу с сокровищами, мы так и не выяснили. Это сделают уже другие исследователи.
Меркитский бренд
Крепость на Тайхале – место таинственное. И мы уверены, что загадочное сооружение должно привлечь сюда и исследователей, и многочисленных туристов. Ведь мест, подобных Тайхалу, в Бурятии не так уж много. Здесь есть всё, что может привлечь внимание гостей – чудодейственный аршан, абрикосовая роща, остатки древних укреплений и сеть подземных лабиринтов.
Добраться до Тугнуйских столбов несложно – путь от столицы занимает не более двух часов. Еще два-три часа потребуется на то, чтобы неспешно взойти на вершину, откуда раскидывается величественный вид на Тугнуйскую долину.
- Это одно из уникальных мест южного Забайкалья. Почти каждая сопка здесь имеет свою историю. Удивительна и природа. На склонах Тайхала можно увидеть волчью ягоду, морошку, горный лук, знаменитую рощу дикого абрикоса. На скалах живут коты-манулы, даурские ежи, горная куница-солонгой, гнездится орлан-белохвост. Это лишь немногая часть того уникального и неповторимого, что содержит в себе местность Тугнуйские столбы. Тайхал имеет не только научную и историческую, но и рекреационную значимость, а значит, здесь необходимо организовать исторический и ландшафтный памятник природы, – сказала нам краевед Ольга Сизых.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, еще в 1996 году в рамках проекта «Глобальный экологический фонд» под руководством Галины Оленниковой, организатора историко-краеведческого музея, и Игоря Оленникова, кандидата географических наук, был открыт модельный научный полигон «Тугнуйские столбы».
Тогда же совместно с ВСГУТУ были разработаны научно-методическая база, апробированная на районном и республиканском уровнях, и пять туристических маршрутов. Определенный интерес проявили и турфирмы Бурятии, которые разработали несколько экскурсионных маршрутов.
Однако пока работы по продвижению уникального мухоршибирского бренда идут вяло. Там по большей части бывают лишь неорганизованные группы туристов. Естественно, со всеми вытекающими последствиями. Вокруг священной горы немало мусора, место для отдыха почти не оборудовано. А ведь для того, чтобы превратить Тайхал в «туристическую конфетку», многого не надо. В принципе, мухоршибирцы к этому готовы. Но здесь дело упирается в территориальный казус.
Как рассказала нам краевед Ольга Сизых, хотя Меркитская крепость фактически находится на территории Мухоршибирского района, административно она относится к Тарбагатайскому. И сделать что-то без согласия соседей местные активисты просто не могут. А тарбагатайцы двигают свой бренд – старообрядческую культуру.
В итоге ситуация с крепостью находится в зависшем состоянии. Что, кстати, уже стало причиной сокращения уникальной территории. Там ведутся сельскохозяйственные работы, идет выпас скота.
- Мы предлагаем ограничить хозяйственную деятельность в местности Тугнуйские столбы. Вырубка леса, выпас скота, распашка территорий, дикий туризм наносят непоправимый вред уникальному ландшафту Тайхала. И если в ближайшие годы проблема не будет решена, знаменитым Тугнуйским столбам грозит серьезная опасность, если не полное уничтожение, - говорит краевед.
Так что вопрос с Меркитской крепостью пока остается открытым.
Леонид Актинов, Татьяна Родионова, Александр Гармаев.
Политика
11646