Напомним, о решении покинуть пост главы республики Вячеслав Наговицын сообщил накануне на встрече с журналистами. Спустя несколько часов после этой новости в ряде СМИ появилась информация, что регион с приставкой врио может возглавить замминистра транспорта России Алексей Цыденов.
Сам он от комментариев предпочёл воздержаться.
- Единственное, что могу сейчас сказать – меня вызвали к руководству. Только после этой встречи всё станет понятно, – рассказал Цыденов ИА «Восток-Телеинформ».
«Нет прорывных вещей»
Во вторник, 7 февраля, президент России принял отставку Вячеслава Наговицына и подписал соответствующий указ. Врио главы Бурятии Владимир Путин назначил Алексея Цыденова. Руководить республикой он будет вплоть до сентябрьских выборов. По поводу ухода Наговицына высказались его теперь уже бывшие коллеги, подчинённые, а также ряд политиков и экспертов. Многие специалисты придерживаются мнения, что экс-глава не получил поддержку со стороны Кремля и потому написал заявление «по собственному».
- Если бы не этот факт, он бы обязательно выдвигался в качестве кандидата и, будучи действующим главой, был бы даже фаворитом выборной гонки, – цитирует сайт «Давыдов. Индекс» доктора социологических наук, профессора кафедры политологии и социологии Бурятского госуниверситета Эрдэма Дагбаева. – Почему его не поддержали? Во-первых, социально-экономическое положение Бурятии не на подъёме, закрываются производства. Нет прорывных вещей в экономике. Проект особой экономической зоны на Байкале так и остался не реализованным. Во-вторых, в самой республике не очень стабильная политическая ситуация.
По мнению политолога, Вячеслав Наговицын не сумел наладить отношения с местной элитой, включая мэра Улан-Удэ и спикера Народного Хурала, а ещё – так и не смог стать для населения республики «своим».
- Он пришёл в эпоху, когда вертикаль власти была на подъёме, и вот этот стиль управления, при котором он, скажем так, очень мало общался с различными группами, в том числе мало себе приятными, помешал ему наладить контакт, – пояснил Дагбаев. – Сейчас среди общественных объединений, групп и так далее нет тех, кто мог бы, рванув на груди рубаху, вступиться за своего губернатора перед федеральной властью. Это тоже говорит о том, что коммуникации были налажены плохо. Те люди, которым он доверял, делали упор на масштабно-парадные церемониальные мероприятия с перерезанием ленточек.
Руководитель агентства «Максимов-консалтинг», вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Андрей Максимов уверен: смена власти в Бурятии – возможность «обнулить» ситуацию.
- Вячеслав Наговицын занимал пост губернатора два срока, поэтому, возможно, цель смены – обновление. Скорее всего, подросли местные кадры. У региональных элит появится возможность договориться с новым человеком, это поспособствует консолидации власти, – говорит эксперт. – Раскол, который наблюдался в Бурятии в последнее время, не позволял решать социально-экономические вопросы региона. У республики большие возможности для социального и экономического роста, а они не используются. И сейчас самое главное – обнуление ситуации, возможность по-новому сформировать работу и выстроить отношения.
«Москва решила развивать регион»
Не меньшее внимание сегодня приковано к личности Алексея Цыденова – уроженца Петровск-Забайкальского. Московского чиновника «приметили» ещё в 2011 году, когда он прошёл профессиональную переподготовку в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте страны. С декабря 2011 по июнь 2012-го года он возглавлял федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), а в июле был назначен заместителем министра транспорта России распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева.
Напомним, врио руководителя региона прибыл в Бурятию утром 8 февраля, уже в 12 часов дня сибирский полпред Сергей Меняйло представит его Народному Хуралу.
Известный российский политолог, глава холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, комментируя назначение Алексея Цыденова, отметил: он имеет «корни» в регионе и, в то же время, принадлежит к федеральным элитным группам.
- Цыденов ранее работал в Дальневосточной транспортной группе, компании, принадлежащей Геннадию Тимченко, а затем в Минтрансе, близком к Ротенбергам. Но, думаю, что всё же это не были основным критерием при назначении. Контакты с теми или иными элитными группами – дополнительный бонус, а ключевая ставка при их выборе – относительно молодой возраст, – рассказал эксперт агентству «Росбалт».
Он подчеркнул: Цыденова назначили врио до окончания срока полномочий прежнего главы, чтобы он успел «войти в курс дела» и подготовиться к выборам. Судя по всему, именно временный руководитель Бурятии станет кандидатом от Кремля и фаворитом предвыборной гонки.
А в интервью газете «Взгляд» Минченко отметил, что выбор на Цыденова пал во многом благодаря его управленческому опыту – причём как в частном бизнесе, так и на государственной службе.
- Он фактически представляет собой очень востребованный сейчас, как можно судить по последним назначениям, типаж молодого технократа, – добавил политолог.
Он подчеркнул, что в новых кадровых рокировках применяется достаточно чёткая система критериев оценки деятельности региональных глав.
- Это экономическая эффективность, электоральная эффективность, а также «коррупционный фильтр», – считает Евгений Минченко.
С коллегами соглашается директор Центра политологических исследований финансового университета при правительстве России Павел Салин.
- Думаю, что решение принималось по двум критериям. Во-первых, Алексей Цыденов не чужд не то что региону, а макрорегиону: всё-таки он является выходцем из Восточносибирского региона, пусть и не из Бурятии. А вторая причина, я думаю, стала определяющей: профиль господина Цыденова, наверное, увязан с будущей стратегией развития Бурятии. К Наговицыну – в отличие от главы Пермского края, не было особых претензий по консолидации элиты, скандалам и всему прочему. Были претензии по социально-экономическому развитию региона, – рассказал Салин порталу «BFM.ru». – Видимо, федеральный центр решил развивать регион, и это будет связано, прежде всего, с развитием транспортной инфраструктуры между Москвой и Дальневосточным регионом и транспортной инфраструктуры, которая необходима для развития добычи ископаемых. Господин Цыденов не чужд этому: он работал в системе РЖД, потом – на посту заместителя министра транспорта.
Депутат Народного Хурала Баир Цыренов считает, что с приходом Цыденова перед Бурятией откроются новые перспективы.
- Не секрет, что многие хотели видеть руководителем республики представителя титульной национальности или же местного. В то же время, назначение высокопоставленного представителя из федеральных органов власти вселяет надежду, что республика будет более весомо представлена в федеральных целевых программах, – заявил он сайту «Повестка дня».