В этом году власть сменится в 16 российских регионах – Калининградской, Ярославской, Кировской, Новгородской, Томской, Саратовской, Свердловской, Белгородской и Рязанской областях, Севастополе, Пермском крае, Бурятии, Удмуртии, Марий Эл, Карелии и Мордовии. Большинство экспертов, опрошенных интернет-изданием «Znak.com», считают, что в шести субъектах предстоящие выборы без неожиданностей не обойдутся.
Среди факторов, которые могут осложнить кампании для врио глав регионов, специалисты называют недовольство местных элит, возможную консолидацию оппозиции вокруг главного оппонента губернатора и плохое электоральное наследие. Впрочем, всё это едва ли приведёт к победе альтернативных кандидатов, отмечает издание. За последнее время такое случилось лишь однажды – на выборах в Иркутской области, где победил коммунист Сергей Левченко.
Единый оппозиционный фронт
При этом самым проблемным регионом, по мнению политологов, является Бурятия, где Вячеслава Наговицына пару месяцев назад сменил 41-летний Алексей Цыденов.
- В Бурятии против нового губернатора уже формируется единый оппозиционный фронт из местных элит, и пока его расколоть не удалось. При этом технологов, которые умели бы выравнивать межэлитные коммуникации, в команде Цыденова нет, – рассказал «Znak.com» источник, близкий к администрации президента.
По его словам, все недовольные могут объединиться вокруг председателя республиканского отделения КПРФ и сенатора от Иркутской области Вячеслава Мархаева. Пару дней назад он встречался с протестующими в Улан-Удэ дальнобойщиками, а заодно обвинил лично Цыденова в лоббировании системы «Платон». До этого в Совете Федерации Мархаев предложил провести расследование и проверить сведения Алексея Навального об имуществе премьер-министра Дмитрия Медведева. Спикер палаты Валентина Матвиенко выступила против.
Политолог Виталий Иванов считает, что острота ситуации в Бурятии недооценена, ведь в случае, если конфликт продолжит разворачиваться, в республике может повториться «иркутский сценарий». И причина тому – целый ряд факторов: это и плохое наследство Наговицына, и общая нестабильность в регионе, а также сильный кандидат от КПРФ.
Против «кандидата Путина»
С ним согласен глава политической экспертной группы Константин Калачёв. Он отметил: хотя Цыденов является по национальности бурятом, родился он в Чите и это имеет значение. При этом, по словам эксперта, многое зависит от серьёзности намерений Мархаева.
- Для привлечения медийных и агитационных ресурсов Вячеслав Мархаев вынужден будет искать финансовую помощь за пределами региона, потому что местная деловая элита пока вряд ли готова поддержать его против «кандидата Путина». В этой связи сенатор мог бы обратиться к иркутским бизнесменам, а гарантом сделки выступил бы губернатор Левченко. Но Левченко и его партнёры вряд ли настроены на экспансию. Им бы самим выжить, – считает Калачёв.
Свой среди чужих, чужой среди своих?
Экс-глава территориального департамента управления внутренней политики администрации президента Андрей Колядин считает, что трудности Цыденова разрешимы.
- Сам по себе он лично на меня производит приятное впечатление. Ему нелегко: надо и для бурятов быть бурятом, и для русских – русским, но никак не наоборот. В регионе сложные элиты. Ему надо будет со всеми выстроить взаимоотношения, но думаю, у него это получится, – считает Колядин.
«Я солдат, я готов»
Напомним, оглушительная победа коммуниста Сергея Левченко на губернаторских выборах в соседнем Приангарье изменила расстановку политических сил и в Бурятии. На следующий день новоиспечённый губернатор заявил, что готов назвать имя сенатора в Совет Федерации от Иркутской области. Он отметил, что намерен назначить на эту должность Вячеслава Мархаева – теперь уже бывшего депутата Госдумы от Бурятии. С уходом Мархаева в Совфед кресло в нижней палате российского парламента освободилось. До сентября 2016 года его занимал коммунист Юрий Тармаев.
Сегодня лидера бурятских коммунистов эксперты называют главным соперником Алексея Цыденова на предстоящих выборах главы Бурятии. Не исключено, что он станет единым кандидатом от «оппозиции» – в марте федеральные СМИ сообщали, что с такой инициативой выступила «Справедливая Россия». Сам Мархаев в разговоре с infpol.ru от каких-либо комментариев по этому поводу воздержался.
- Пока ничего сказать я не могу, поскольку это инициатива «Справедливой России». Никакой официальной договорённости пока нет, но я считаю, что объединение сил оппозиционных партий – это нормально, – подчеркнул он.
Добавим, сам Мархаев на пресс-конференции в феврале подтвердил готовность бороться за кресло главы – если соответствующее решение примут его сторонники.
- Я солдат, я готов, – заявил председатель БРО КПРФ.