Борьба за кресло главы Бурятии вышла на новый этап. Ещё неделю назад четверо потенциальных кандидатов – «временный» руководитель региона Алексей Цыденов («Единая Россия»), председатель БРО КПРФ и сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев, известный телеведущий и общественник Бато Багдаев («Коммунисты России») и лидер БРО ЛДПР Сергей Дорош – подали документы на регистрацию в избирком. Двое других выдвиженцев – Игорь Пронькинов («Российская партия пенсионеров за социальную справедливость») и предприниматель Юрий Базаржапов («Партия родителей будущего»), этого не сделали и потому покинули предвыборную гонку.
Кто прошёл регистрацию, а кто остался «за бортом», станет известно не позднее 26 июля. Не исключено, что список претендентов на руководящий пост сократится ещё на одного человека. Речь идёт о главном коммунисте республики Вячеславе Мархаеве, который недавно признал наличие нескольких «сдвоенных подписей» муниципальных депутатов в свою поддержку, напоминает ИА «Федерал Пресс».
«Поверили и отдали свои голоса»
Ещё месяц назад Вячеслав Мархаев рассказал «Ъ», что в ходе встреч, организацией которых занимался штаб Алексея Цыденова, у депутатов собирали подписи и за «выдвиженцев» от «Коммунистов России» и ЛДПР. С таким же заявлением на июньской сессии Народного Хурала выступила фракция КПРФ. Да и в адрес «красных» тоже звучали обвинения в давлении на муниципалов.
А спустя две недели помощник иркутского сенатора Алдар Эрдынеев сообщил в соцсетях, что тот сумел пройти «фильтрацию», заручившись поддержкой 7 процентов депутатов в 18 районах республики. Казалось бы, необходимые голоса собраны, но участие Вячеслава Мархаева в выборах СМИ всё же поставили под вопрос. Собеседник «Ъ», знакомый с ходом кампании, заявил: остаётся риск, что лидера бурятских коммунистов до них не допустят.
- В четырёх районах у него оказались сдвоенные подписи – подписи тех же депутатов собрал штаб губернатора, – подчеркнул источник издания.
Сам председатель БРО КПРФ в разговоре с ИА «Восток-Телеинформ» эту информацию подтвердил.
- Мы два-три месяца собирали подписи, за нас было 52 депутата райсоветов в 21 районе. В это время появлялись сообщения, что Мархаев якобы не пойдёт на выборы, всем рассказывали, что он боится, не хочет баллотироваться и так далее. Некоторые поверили и отдали свои голоса за других кандидатов, – пояснил он.
Алдар Эрдынеев отметил: даже если эти подписи будут заявлены другими претендентами на пост главы, муниципалы «готовы до конца биться» за то, чтобы их засчитали только в поддержку Мархаева. Собеседник «Ъ» подчеркнул, что решение о допуске «выдвиженца» от КПРФ к избирательной кампании фактически «остаётся за Кремлём».
«Отстрел сильных соперников»
По мнению директора центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, тактика заключалась именно в том, чтобы заставить нескольких коммунистов отдать свои голоса в пользу кандидата от другой партии, а затем на основании этих «троянских» подписей отказать в регистрации.
- Налицо применение муниципального фильтра не в целях повышения ответственности на выборах, а для явного отстрела сильных соперников, – заявил он ИА «Федерал-Пресс». – Известно, что Геннадий Зюганов (лидер КПРФ – прим. авт.) встречался с первым заместителем главы администрации президента России Сергеем Кириенко и в ходе обсуждения тот заверил КПРФ в необходимости участия Вячеслава Мархаева в выборах.
Илья Гращенков подчеркнул, что «сомнительными являются всего 3-4 депутатские подписи» и муниципалы «готовы в суде засвидетельствовать, что давали их не по доброй воле».
- Именно поэтому Мархаев подсвечивает ситуацию заранее, надеясь, что власть просто не пойдёт на конфликт, а спокойно признает все подписи и допустит его к кампании, – подчеркнул эксперт.
Отметим, ранее два депутата из Заиграевского и Тарбагатайского районов рассказали телеканалу АТВ, что они, напротив, сначала добровольно отдали свои голоса за Алексея Цыденова, а потом – под давлением или по настоятельным просьбам – ещё и за Мархаева. Выявился такой факт и в Еравнинском районе.
«Людям нужно выпустить пар»
Иркутский политолог, руководитель Байкальского регионального фонда «Наша Сибирь» Максим Зимин заявил ИА «Альтаир»: если Мархаеву откажут в регистрации, выборы главы Бурятии превратятся в профанацию.
- Очевидно, что муниципальный фильтр – это широкое поле для разного рода махинаций и к тому же он не отражает волю избирателей, – считает Зимин. – Почему-то каждый депутат может поддержать только одного кандидата, хотя это ещё не голосование. Не случайно любой избиратель, например, в преддверии выборов президента России, имеет право поставить подпись за выдвижение хоть за одного, хоть нескольких кандидатов – например, и за Путина, и за Навального. И обе будут засчитаны. Почему же в муниципальном фильтре содержатся явно дискриминационные ограничения?
По словам эксперта, при его прохождении активно используется административный ресурс.
- Иначе чем объяснить тот факт, что, например, в Бурятии необходимое число депутатских подписей без проблем набрал кандидат от «Коммунистов России» – партии, «подсиживающей» КПРФ в интересах «третьих лиц». При этом у неё и близко нет необходимого числа своих представителей в органах местного самоуправления, – пояснил Зимин. – Зато у кандидатов от КПРФ на губернаторских выборах почти всегда возникают проблемы, хотя арифметически их быть не должно. Несомненно, это происходит потому, что одним («Коммунистам России») помогли собрать подписи, а другим (КПРФ), наоборот, мешают, тоже используя административный ресурс. Подобный ресурс есть только у одной партии – «Единой России», которая с его помощью продвигает удобных, декоративных спарринг-партнёров для своего кандидата и, наоборот, отсеивает настоящих конкурентов.
Максим Зимин напомнил, что «муниципальный фильтр» уже, по сути, «выхолостил выборы губернатора Свердловской области, где в регистрации отказали мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, имеющему высокий рейтинг и серьёзные шансы на победу.
- Теперь «свердловский» опыт хотят распространить и на Бурятию, – подчеркнул политолог. – В таких действиях сказывается желание Кремля иметь стопроцентно управляемых глав регионов в преддверии президентских выборов. Однако это, возможно, ошибочная, близорукая линия. У людей скопилось недовольство, им нужно выпустить пар, а тут им подсовывают псевдовыборы.
По мнению Максима Зимина, из-за этого недовольство населения только растёт и может отразиться на отношении к руководству страны, в том числе и на выборах президента в марте 2018 года. В качестве примера политолог привёл Иркутскую область, где в 2015 году губернатором стал коммунист Сергей Левченко.
- Кандидат от «Единой России» Сергей Ерощенко (возглавлявший Приангарье с 2012 по 2015 годы – прим. авт.) увлёкся отсевом неугодных кандидатов на выборах мэров, которые должны были состояться в один день с губернаторскими. В регистрации было отказано сильным претендентам в Нижнеудинском, Чунском и ряде других районов. Многим избирателям такой диктат явно не понравился и Ерощенко не получил в этих муниципальных образованиях часть голосов. Общий результат губернаторских выборов известен, – заключил Зимин.
Спланированное поражение?
Ситуация вокруг выборов главы республики всё больше привлекает внимание федеральных экспертов и СМИ. Так, известный российский политтехнолог, директор коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко в интервью ИА «Федерал Пресс» предположил, что голосование в Бурятии и вовсе может дойти до второго тура. Однако некоторые его коллеги по «цеху» уверены в обратном.
- Сценариев по типу иркутского не будет, – цитирует интернет-газета «Lenta.ru» известного политолога, руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачёва. – Парламентские партии, скорее, устраивают бурю в стакане вокруг кампании.
Системная оппозиция сама, хоть и шёпотом, но признавалась, что губернаторские выборы нужны больше для наработки политических очков, уверен эксперт. И один из стандартных способов привлечения внимания – протест против муниципального фильтра. Заявление КПРФ, пригрозившей бойкотировать выборы, если её кандидатов развернут на этом основании, более чем прогнозируемо, пояснил Константин Калачёв.
Гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отметил: именно коммунисты чаще всего получают выгоду от того, что оппозиционные кандидаты не могут пройти «фильтрацию». У самой КПРФ ресурсов для сбора подписей в большинстве случаев хватает, а без конкурентов на оппозиционном поле партия может завоевать больше голосов. А вот в Бурятии, где эксперты ожидают хоть сколько-то конкурентную кампанию, проблемы с подписями могут возникнуть как раз у кандидата от главной коммунистической партии, пишет «Lenta.ru».
- Я не сказал бы, что его (Мархаева – прим. авт.) шансы так уж высоки, но всё-таки они есть, – высказался Константин Калачёв.
На минувшей неделе «Независимая газета» (далее – НГ) и вовсе сообщила о некой «хитрой предвыборной многоходовке», которую готовят бурятские коммунисты. По данным издания, Вячеслав Мархаев собирается отказаться от борьбы за кресло главы региона ради мандата в Народном Хурале. «НГ» упоминает о «сдвоенных подписях», из-за которых кандидат КПРФ может не пройти регистрацию и о которых он сам и его штаб якобы знали заранее.
- Эксперты и СМИ в самой Бурятии уже давно утверждают: Вячеслав Мархаев вовсе не собирается бороться за пост главы. Он был полностью готов к противостоянию с прежним руководителем республики Вячеславом Наговицыным. Однако отставка последнего в феврале этого года и назначение Алексея Цыденова спутали карты. Поэтому в КПРФ, похоже, решили поступать по принципу Дейла Карнеги: если жизнь подсунула лимон, делай лимонад, – говорится в публикации. – Но просто отказаться от участия в выборах означало бы для КПРФ и Вячеслава Мархаева потерю политического лица: надо, чтобы его сняли.
Отказ в регистрации – отличный повод для того, чтобы выставить себя невинной жертвой и обвинить федеральный центр в «зажиме демократии», а избранного главу республики – в победе за счёт административного ресурса, предполагает «НГ». Так или иначе, о судьбе Вячеслава Мархаева станет известно уже через пару дней – после того, как избирком примет решение о регистрации кандидатов.