Имя нового руководителя региона станет известно уже через две недели. Напомним, на этот пост претендуют три кандидата – телеведущий и общественник Бато Багдаев («Коммунисты России»), координатор БРО ЛДПР Сергей Дорош и и.о. главы Бурятии Алексей Цыденов («Единая Россия»).
Председатель БРО КПРФ Вячеслав Мархаев, который вместе с другими претендентами подал документы на регистрацию в республиканский избирком, в конце июля сошёл с предвыборной дистанции. Лидер бурятских коммунистов не прошёл муниципальный фильтр: ему не хватило нескольких депутатских голосов. СМИ сообщали, что свою роль сыграли так называемые «сдвоенные подписи» и небрежное отношение к оформлению документов.
Мархаев заявил, что не согласен с решением избиркома и намерен обжаловать его в ЦИК. Однако Центризбирком оставил жалобу главного коммуниста Бурятии без удовлетворения, а постановление республиканской комиссии – без изменения. Не удалось оспорить его и в Верховном суде Бурятии. В итоге дело переместилось в Верховный суд России.
Накануне секретарь центрального комитета КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьёв рассказал «Комменсанту», что Верховный суд рассмотрел жалобу Мархаева и отказался удовлетворить её.
- Суд подошёл к вопросу формально и установил, что у него с врио главы Бурятии Алексеем Цыденовым были сдвоенные подписи. Никто не захотел устанавливать, почему так получилось, – заявил Соловьёв изданию.
Он добавил, что Вячеслав Мархаев был «самым популярным» претендентом на руководящий пост. Муниципальный фильтр, по словам секретаря ЦК КПРФ, вводили именно для того, чтобы снимать с выборов сильных кандидатов.
Отметим, главный коммунист Бурятии неоднократно заявлял в СМИ, что в ходе встреч, организацией которых занимался штаб Алексея Цыденова, у депутатов собирали подписи и за «выдвиженцев» от партий «Коммунисты России» и ЛДПР. Он также утверждал, что на муниципалов при этом оказывалось «жёсткое административное давление». Все документы, в которых перечислены факты возможных злоупотреблений и необоснованного применения админресурса, были направлены в Генпрокуратуру. Сейчас ЦИК России ожидает реакции надзорного ведомства. Не оставил все эти события без внимания и лидер компартии Геннадий Зюганов: на минувшей неделе он направил президенту страны Владимиру Путину телеграмму с просьбой вмешаться в ситуацию.
Как сообщает «Ъ», в минувший понедельник, 28 августа, Зюганов выступил с обращением к россиянам и рассказал о сложностях, с которыми столкнулись кандидаты-коммунисты на предстоящих региональных выборах. Среди «пяти проблем, угрожающих России», он назвал «страх власти перед изменением системы». Обвиняя её в «подтасовках и манипуляции», лидер КПРФ напомнил о ситуации с Мархаевым, а также о «попытках поголовно отстранить кандидатов партии от борьбы за места в парламенте Северной Осетии и в Кировской городской думе».
Геннадий Зюганов призвал россиян голосовать за «выдвиженцев» от КПРФ, обосновывая это «успехами представителей» партии в нескольких регионах. В качестве примера он привёл главу соседнего Приангарья Сергея Левченко, губернатора Орловской области Вадима Потомского, а также мэра Новосибирска Анатолия Локотя. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов считает, что заявление главы КПРФ нужно для того, чтобы мобилизовать ядерный электорат партии.
Замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов сообщил «Ъ», что «в целом заявление Зюганова коснётся очень небольшого круга граждан».
- Если бы это прозвучало на всех федеральных каналах, обсуждалось бы в ток-шоу и в прайм-тайме, то могло бы повлиять на результат партии, – подчеркнул Нилов.
«Пусть бы ещё один Левченко обыграл ещё одного Ерощенко»
На днях предвыборную обстановку в Бурятии и других регионах, где в сентябре сменится власть, в рубрике «Личное мнение» на телеканале ОТР прокомментировал известный российский политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв. Он отметил, что у населения нет особого интереса к грядущим выборам и потому на них ожидается достаточно низкая явка. По мнению эксперта, это связано с отсутствием интриги и конкуренции.
- Я бы разошёлся с аналитиками администрации президента, которые считают, что нужно, чтобы эти осенние выборы прошли без каких-либо неожиданностей, – заявил Константин Калачёв. – Я как раз думаю, что на них нужно было бы выпустить пар – пусть бы ещё один Левченко обыграл ещё одного Ерощенко. Знаете историю в Иркутске – коммунист обошёл «единоросса»? То есть ничего бы страшного не случилось и небо бы на землю не упало, если бы в Бурятии, например, допустили к выборам Мархаева. Системный человек, сенатор.
По словам политолога, его победа была бы поражением «людей, которые готовили назначения» и могла бы «расстроить президента». Оттого и получилось так, что Мархаев оказался «за бортом» гонки, уверен эксперт.
Напомним, ситуацией вокруг муниципального фильтра в Бурятии Геннадий Зюганов озаботился ещё в начале июля. На встрече со своими соратниками он рассказал, что поднял этот вопрос в беседе с Владимиром Путиным и того очень удивила необходимость собирать депутатские подписи для кандидатов от думских партий. Оппозиция попросила президента убрать фильтр ещё в начале апреля. Инициативу публично поддерживала и председатель ЦИК Элла Памфилова. Однако первое заседание рабочей группы под руководством первого замглавы администрации президента (АП) Сергея Кириенко состоялось лишь 22 июня – когда менять избирательное законодательство к выборам 2017 года было уже точно нельзя.
По словам первого заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия» Александра Буркова, вопрос о сборе голосов муниципалов на том заседании поднимался, но приоритет отдали другим, в частности – ужесточению наказания для фальсификаторов.
Бурятия оказалась в числе регионов, где КПРФ решила сделать ставку на своего кандидата. Тогда, в разговоре с «Коммерсантом», Бурков дал понять, что руководство компартии не на шутку тревожит ситуация, сложившаяся на тот момент в республике.
- У Зюганова основная проблема сейчас – Мархаев. Это один из сильнейших кандидатов, который не может пройти фильтр, – заявил он.
А вот как ранее прокомментировал ситуацию сам Вячеслав Мархаев.
- Меня спрашивают: «Что вы будете делать, если откажет ЦИК и Верховный суд? Жизнь не останавливается, уважаемые товарищи. Как жили – так и будем жить и работать. Если кто-то считает, что мы прямо уж всеми фибрами души, зубами держимся за это, то нет. Но опротестовывать обязательно будем. А выборы не имеют свойства завершаться. Наоборот, – рассказывал он на пресс-конференции в конце июля.