Алексей Цыденов
4072

Скандал вокруг снятия Мархаева с выборов главы Бурятии может дойти до Страсбурга

Лидер бурятских коммунистов решил отстаивать свои права в Европейском суде

Фото: general-counsel.ru

Имя нового руководителя региона станет известно уже через десять дней. Напомним, на этот пост претендуют три кандидата – телеведущий и общественник Бато Багдаев («Коммунисты России»), координатор БРО ЛДПР Сергей Дорош и и. о. главы Бурятии Алексей Цыденов («Единая Россия»).

Председатель БРО КПРФ Вячеслав Мархаев, который вместе с другими претендентами подал документы на регистрацию в республиканский избирком, в конце июля сошёл с предвыборной дистанции. Главный коммунист республики не прошёл муниципальный фильтр: ему не хватило нескольких депутатских голосов.

Мархаев заявил, что не согласен с решением избиркома и намерен обжаловать его в ЦИК. Однако Центризбирком оставил жалобу без удовлетворения, а постановление республиканской комиссии – без изменения. Не удалось оспорить его и в Верховном суде Бурятии. В итоге дело переместилось в Верховный суд России.

В минувший понедельник, 28 августа, секретарь центрального комитета КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьёв рассказал «Комменсанту», что Верховный суд рассмотрел жалобу Мархаева и отказался удовлетворить её.

- Суд подошёл к вопросу формально и установил, что у него с врио главы Бурятии Алексеем Цыденовым были сдвоенные подписи. Никто не захотел устанавливать, почему так получилось, – заявил Соловьёв изданию.

«Перед Конституцией мы все равны»

На пресс-конференции 31 августа Вячеслав Мархаев подтвердил, что в начале недели состоялось заседание Верховного суда, на котором он присутствовал лично.

- Мы не успели выйти с заседания, как результаты уже появились на интернет-сайтах, – сообщил Мархаев. – Такая оперативность нас радует. Вы знаете, что нашу жалобу не удовлетворили и решение Верховного суда Бурятии оставили в силе. Мы с ним категорически не согласны. Считаем, что оно вынесено незаконно и необоснованно.

Он отметил, что теперь намерен обратиться в ЕСПЧ.

- Будем апеллировать в ООН – в комиссию по правам человека. Что нам остаётся? Обратиться в Европейский суд и так далее – не оттого что, как некоторые из вас пишут, мы жалуемся всё время, а потому что наша партия всю свою историю доказывала: она была во благо народа. Дружба, интернационализм, братство народов и многие другие ценности позволяли нам иметь боевые и трудовые успехи, – поведал Вячеслав Мархаев. – И мы продолжаем бороться за те ценности, которые были в нашей истории, за закон. И будем говорить о том, что Бурятия – зона закона, а не беззакония. И перед Конституцией мы все равны.

Оценка «безобразий»

Отметим, лидер БРО КПРФ неоднократно заявлял в СМИ, что в ходе встреч, организацией которых занимался штаб Алексея Цыденова, у депутатов собирали подписи и за «выдвиженцев» от партий «Коммунисты России» и ЛДПР. Он также утверждал, что на муниципалов при этом оказывалось «жёсткое административное давление». Все документы, в которых перечислены факты возможных злоупотреблений и необоснованного применения админресурса, были направлены в Генпрокуратуру. Сейчас ЦИК России ожидает реакции надзорного ведомства.

В интервью газете «Коммунист Бурятии» Вячеслав Мархаев отметил: это решение было принято ЦИК и о судьбе документов ему ничего неизвестно.

- Ничего не могу добавить, хотя Центральная избирательная комиссия подтвердила, что до конца не исследована правомерность обстоятельств прохождения муниципального фильтра в Бурятии. Надеюсь, что Генпрокуратура даст оценку этим безобразиям, – заявил он.

А на пресс-конференции Мархаев напомнил, что о «безобразиях», которые творились при сборе депутатских подписей, было говорено не раз. И пояснил, почему не согласен с решением Верховного суда.

- Нам отказали в удовлетворении всех ходатайств об истребовании новых доказательств, которые, по сути, могли бы в дальнейшем лечь в основу положительного разрешения в судах, – отметил главный коммунист республики.

Он ещё раз рассказал о «спецоперации», которую якобы провернул штаб одного из кандидатов, собрав в девяти районах подписи всех без исключения депутатов. Из-за этого сам Мархаев, по его же словам, не сумел выполнить необходимое для регистрации условие – о представительстве не менее 3/4  (то есть 18-ти) муниципалитетов.

- Это нужно было, чтобы пресечь регистрацию оппозиционного кандидата, – отметил он. – Для чего собирались голоса? Даже тех депутатов, которые должны были подписаться за нас, разными путями – уговорами, шантажом, куплей – «завернули», сказали, что Мархаев не идёт, ввели в заблуждение. Здесь налицо – использование административного ресурса.

Вячеслав Мархаев сообщил, что в листах поддержки Алексея Цыденова «абсолютно не выдержаны юридические требования» – дескать, печатались они «неизвестно где».

- Нет исходных данных, не указано количество экземпляров и так далее. Попробуйте разберитесь. И мы обращали внимание суда и прокуратуры на данные недостатки, – сообщил лидер БРО. – Во многих листах поддержки есть должность – депутат такого-то муниципального образования, а «республики Бурятия» не написано. В истории были такие факты, что даже за запятую снимали. Получается, что избирательная комиссия Бурятии регистрирует трёх кандидатов  – всё хорошо, всё здорово. А у Мархаева столько ошибок! Мы работали в этом ключе. За два-три месяца заручились поддержкой 64 депутатов районного уровня, когда требовалось 32. В их числе – главы районов. Мы заручились поддержкой 327 депутатов и глав сельских поселений. Но почему-то на-гора получилось так, что даже не сумели пройти муниципальный фильтр.

«Серьёзно готовились»

Напомним, СМИ сообщали, что свою роль в этой ситуации сыграли так называемые «сдвоенные подписи» и небрежное отношение к оформлению документов. Вячеслав Мархаев же уверен: их буквально рассматривали через лупу.

- Это всё раздули, – отметил он.

Председатель БРО КПРФ упрекнул журналистов, которые со ссылкой на федеральные СМИ сообщили о «хитрой предвыборной многоходовке» коммунистов и о том, что Вячеслав Мархаев якобы и не собирался бороться за пост главы республики.

- Хотел «слиться» там и так далее… об этом везде пишут. Как видите, мы серьёзно готовились, но, к сожалению, разные формы и методы власти не позволили. Поэтому нам осуждать своих коммунистов (поставивших «двойные» подписи) – не знаю как… Стрижов тот же – руководитель тарбагатайского филиала «Байкальского колледжа туризма и сервиса». Естественно, я разговаривал с ним. Да, он ранее поддержал меня, а потом сказал: «Просто прикроют наш колледж-то в Тарбагатае, где людям потом работать?». Вот вам, пожалуйста, пресловутый муниципальный фильтр и подходы к нему, – рассудил Вячеслав Мархаев.

Помимо Цыденова, досталось и другим кандидатам. Лидер бурятских коммунистов отметил, что им «подарили» голоса муниципалов-«единороссов», за счёт чего те якобы и прошли «фильтрацию». Впрочем, 54 подписи ЕР досталось и коммунистам.

-  Мы тоже радуемся, хотя у нас были в запасе свои голоса. В «Единой России» есть депутаты, которые понимают, что мы не туда пришли, не туда идём, это здравые люди, знающие проблемы. И, может, есть даже некий протест против административного давления, из-за чего они решили поддержать именно нас, – истолковал действия партии власти Мархаев.

Кстати, сам коммунист выступил против отмены мунфильтра. Лишь отметил, что он должен «реально работать», а не становиться «политической дубиной против оппозиции».

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях