В минувший четверг, 31 августа, председатель БРО КПРФ пообщался с представителями республиканских СМИ. Вячеслав Мархаев подтвердил, что Верховный суд России отказался удовлетворить его жалобу и сообщил, что теперь намерен отстаивать свои права в ЕСПЧ.
- Решение Верховного суда Бурятии оставили в силе. Мы с ним категорически не согласны. Считаем, что оно вынесено незаконно и необоснованно. Будем апеллировать в ООН – в комиссию по правам человека. Что нам остаётся? Обратиться в Европейский суд и так далее – не оттого что, как некоторые из вас пишут, мы жалуемся всё время, а потому что наша партия всю свою историю доказывала: она была во благо народа, – сообщил журналистам главный коммунист республики.
Напомним, Мархаев сошёл с предвыборной дистанции в конце июля. Ему не хватило нескольких депутатских голосов, чтобы преодолеть муниципальный фильтр. СМИ сообщали, что свою роль сыграли так называемые «сдвоенные подписи» и небрежное отношение к оформлению документов.
Ещё тогда председатель БРО КПРФ заявил, что не согласен с решением избиркома Бурятии и намерен обжаловать его в ЦИК. Однако и там жалобу оставили без удовлетворения, а постановление республиканской комиссии – без изменения. Не удалось оспорить его и в Верховном суде Бурятии. В итоге дело переместилось в Верховный суд России. Ранее эксперты отмечали, что на республику хотят распространить опыт Свердловской области, где в регистрации отказали мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, имевшему высокий рейтинг и серьёзные шансы на победу. Он, как и Мархаев, не сумел пройти «фильтрацию».
Дублированные подписи
Накануне, 4 сентября, замглавы администрации президента (далее – АП) Сергей Кириенко встретился с депутатами Госдумы, членами Совфеда, представителями Общественной палаты, Общероссийского народного фронта (ОНФ) и непарламентских партий. Куратор внутриполитического блока прокомментировал обвинения в адрес властей в том, что они не допустили ряд политиков к губернаторским выборам.
Как сообщает РБК со ссылкой на свои источники, Кириенко привёл данные ЦИК, согласно которым в Свердловской области оставалось около 700 «свободных» депутатов, не отдавших свои голоса ни одному из «выдвиженцев» в губернаторы. Замглавы АП считает, что Ройзман мог бы обратиться к ним. Однако по словам мэра Екатеринбурга, все подписи муниципалов были собраны ещё до его выдвижения, напоминает издание.
Что касается коммуниста Вячеслава Мархаева, то он сам допустил ошибку, сдавая дублированные подписи, пересказал позицию Кириенко один из участников встречи.
Сам Мархаев, комментируя «сдвоенные» подписи, сообщил, что его документы – в отличие от трёх кандидатов, успешно прошедших регистрацию, буквально рассматривали через лупу.
- Это всё раздули, – отметил он на недавней пресс-конференции.
«Предвыборная многоходовка»
Некоторые СМИ не раз высказывали мнение, что снятие Мархаева с выборов было спланировано самими же коммунистами. Так, «Независимая газета» (далее – НГ) писала о некой «хитрой предвыборной многоходовке» со стороны «красных». По данным издания, лидер БРО КПРФ решил отказаться от борьбы за руководящий пост ради мандата в Народном Хурале. «НГ» упоминает о «сдвоенных подписях», из-за которых кандидат от компартии не прошёл регистрацию и о которых он сам и его штаб якобы знали заранее.
- Эксперты и СМИ в самой Бурятии уже давно утверждают: Вячеслав Мархаев вовсе не собирается бороться за пост главы. Он был полностью готов к противостоянию с прежним руководителем республики Вячеславом Наговицыным. Однако отставка последнего в феврале этого года и назначение Алексея Цыденова спутали карты. Поэтому в КПРФ, похоже, решили поступать по принципу Дейла Карнеги: если жизнь подсунула лимон, делай лимонад, – говорилось в публикации. – Но просто отказаться от участия в выборах означало бы для КПРФ и Вячеслава Мархаева потерю политического лица: надо, чтобы его сняли.
Отказ в регистрации – отличный повод для того, чтобы выставить себя невинной жертвой и обвинить федеральный центр в «зажиме демократии», а избранного главу республики – в победе за счёт административного ресурса, предположила «НГ». О том, что Мархаев за счёт спланированного поражения намерен обеспечить представительство коммунистов в парламенте Бурятии, заявляли и эксперты.
- Из плоскости борьбы за пост главы республики предвыборная кампания сместилась в сторону противостояния за влияние в Бурятии в целом – на всех уровнях политической власти, – сообщил сайту «Давыдов. Индекс» известный политолог из Бурятии, руководитель центра изучения политических трансформаций БГУ Алексей Михалёв. – Противостояние Мархаев-Цыденов из событийного ряда 2017 года плавно начало перемещаться в 2018-ый – когда состоятся выборы в Народный Хурал.
«Место вендетты»
А вот директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков уверен: тактика заключалась именно в том, чтобы заставить нескольких коммунистов отдать свои голоса в пользу кандидата от другой партии, а затем на основании этих «троянских» подписей отказать в регистрации.
- Налицо применение муниципального фильтра не в целях повышения ответственности на выборах, а для явного отстрела сильных соперников, – рассказал он ИА «ФедералПресс». – Известно, что Геннадий Зюганов (лидер КПРФ – прим. авт.) встречался с первым заместителем главы администрации президента России Сергеем Кириенко и в ходе обсуждения тот заверил КПРФ в необходимости участия Вячеслава Мархаева в выборах.
Эксперт заявил: после того, как «красных» не допустили до участия в выборах главы, их рейтинг начал расти.
- Во-первых, жители трактовали снятие Мархаева как опасность для власти, – пояснил Гращенков ИА «ФедералПресс». – Теперь его можно воспринимать как единственного и консолидированного оппозиционного кандидата, которого власть боится и который готов с ней бороться. Во-вторых, он заручился симпатией и поддержкой со стороны федерального центра. Та же глава ЦИК Элла Памфилова оценила выдержку коммуниста и посоветовала разобраться в ситуации с помощью Генпрокуратуры. Таким образом, выборы в Народный Хурал, которые пройдут в следующем году, могут стать местом вендетты Мархаева. КПРФ имеет все шансы улучшить свои показатели и даже рассчитывать на половину парламента и, как следствие – место спикера.