Спустя две недели после убедительной победы Алексея Цыденова на выборах главы Бурятии, близкий к Кремлю Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) совместно с научно-исследовательским центром «Особое мнение» опубликовал доклад «Единый день голосования. Обновление». Специалисты проанализировали интервью, выступления и агитационные материалы глав субъектов во время избирательных кампаний и составили портрет «нового поколения» губернаторов. Все они – трудоголики и идеалисты, говорят на одном политическом языке, а их слова по эмоциональности близки к речи Дональда Трампа, сообщает сайт РБК.
«Возраст не так важен»
Так, по мнению экспертов, одной из характерных черт современного политического языка, на котором общаются путинские назначенцы, стала его склонность к порождению мемов, ярких образов и случайных шуток, подхватываемых медиа и соцсетями.
- Такие образы чётко маркируют интенции новых губернаторов и отражают их картину мира, – говорится в докладе.
Авторы исследования отмечают: в этом смысле «возраст не так важен для определения нового политического поколения», в котором глава Марий Эл Александр Евстифеев (59 лет) и губернатор Калининградской области Антон Алиханов (32 года) «гораздо ближе, чем можно предположить». Так, на заседании республиканского правительства, которое состоялось в День космонавтики, Евстифеев заявил, что «из космического у нас только долги». А Алиханов пообещал сделать Калининград «конфеткой мирового масштаба», напоминают эксперты. Губернатор Кировской области Игорь Васильев во время кампании назвал своей главной задачей «НЭП» – «наведение элементарного порядка».
В речи избранных руководителей регионов «чётко прослеживается изменение представления о роли гражданского общества в политике и управлении», констатируют эксперты. Всё больше сторонников завоёвывает идея вовлечения, диалога и консенсуса. В слоганах кампаний региональных лидеров присутствовали слова «диалог» и «вместе»: «Вместе, шаг за шагом, сделаем лучше жизнь каждого» (Владимир Волков из Мордовии), «Диалог. Развитие. Благополучие» (губернатор Новгородской области Андрей Никитин), «Управляем вместе – добиваемся результата!» (Максим Решетников из Пермского края).
Трудоголизм и командная работа
Ещё одна общая черта новых губернаторов – это то, что они «трудоголики, требующие полной отдачи от себя и членов команды», уверены авторы доклада. В подкрепление этого тезиса они приводят следующие примеры. Глава Марий Эл Евстифеев «поселился не в загородной резиденции, а в городе», а на вопрос журналистов об отношении к алкоголю ответил: «На протяжении последних нескольких месяцев я работаю без выходных – семь дней в неделю. По-моему, ответ очевиден».
Алексей Цыденов привык работать «весьма напряжённо», «насыщенно». Глава Севастополя Дмитрий Овсянников говорил, что после назначения на должность и. о. губернатора «стал ещё динамичнее, чем в Москве»: «Постоянно находишься в рабочем режиме, в тонусе».
Также у руководителей регионов, одержавших победу на выборах, «ясно прослеживается идея команды и командной работы», а наиболее характерными требованиями к подчинённым являются «профессионализм, наличие собственного видения и мнения, ответственность и порядочность». Например, «Овсянников внедрил оценку профессионализма по методике 360 градусов», а вышеупомянутый Игорь Васильев привлёк кировские вузы «к формированию кадрового резерва».
Глав регионов, недавно пришедших к власти, по мнению авторов доклада, объединяет и тот факт, что «жёсткий график не вгоняет их в депрессию».
- Наоборот, это оптимисты и идеалисты, люди, находящие удовольствие в работе, воодушевлённые новыми вызовами, масштабами стоящих перед ними задач, – отмечается в исследовании.
Эмоциональность их языка близка к языку президента США Дональда Трампа, считают эксперты. В качестве примеров приводится несколько цитат, в том числе и высказывание Алексея Цыденова: «Я до безобразия счастливый человек, иногда это даже пугает». Александр Бречалов заявил, что у него есть только один интерес – Удмуртия и «сейчас это дело всей его жизни». Калининградский губернатор Антон Алиханов признался, что ему хотелось бы «сделать действительно что-нибудь великое для региона».
Наконец, губернаторы во время кампании использовали социальные сети, онлайн-приёмные, проводили видеоконференции. И это тоже «один из элементов фирменного стиля управленцев нового поколения», говорится в докладе.
Авторы исследования уверены, что кадровые перемены проходили по общей модели, в рамках общего подхода. А вот политолог Константин Калачёв придерживается иного мнения. Например, Александр Бречалов и Игорь Васильев вообще не похожи ни по стилистике, ни по своим подходам к работе. Если у первого склонность к инновациям, то второй демонстрирует консерватизм, У всех глав регионов разные бэкграунд, опыт, набор умений и навыков. Из общего – только лояльность президенту.
По мнению Калачёва, в дальнейшем будет идти поиск обоснования новой кадровой политики президента, которая станет частью его предвыборной кампании.
- Видимо, кампании нужно будет придать инновационность, показать, что кадровая политика Путина безупречна и ему по-прежнему есть что предложить, – говорит политолог.
«Разведёшь его водой – и ничего, бодрячком»
Напомним, на пресс-конференции в мае Алексей Цыденов рассказал, что за 100 дней (с момента назначения) у него было всего два выходных. Руководитель региона признался: на отдых времени просто нет, а дома он проводит максимум 6-7 часов – только для того, чтобы поспать. При этом Цыденов подчеркнул, что поддерживать такой темп работы вряд ли получится всегда, ведь если он одержит победу на сентябрьских выборах и перевезёт в Бурятию семью, то нужно будет уделять внимание и детям.
Глава республики также поделился с журналистами секретом своей трудоспобности.
- Беру с собой, когда на выезде, лимонник. Когда пересаживаешься из самолёта и едешь в район, разведёшь его водой – и ничего, бодрячком, – цитировало его ИА «Восток-Телеинформ».
А на встрече с представителями СМИ в марте Алексей Цыденов назвал себя «до безобразия счастливым человеком».
- Иногда это даже пугает, – признался он. – У меня здоровые родители, прекрасная семья, всегда была интересная работа, нет долгов, чистая совесть, хорошие друзья. Я не знаю даже, что ещё в жизни можно просить. Сейчас у меня точно очень счастливый момент. Такая грандиозная задача передо мной стоит, такой вызов. Этот супердрайв стимулирует, окрыляет. Я хочу решить эту задачу, чтобы потом детям и внукам сказать: «Смотри, я был соучастником этого, что Бурятия стала суперреспубликой». Это заряжает энергией, чтобы работать сутками.