Алексей Цыденов
2738

Матвиенко: «Никаких революций и катаклизмов не произошло»

Глава Совфеда рассказала, как изменилась жизнь в Бурятии и других регионах после смены власти

Валентина Матвиенко во время своего визита в Бурятию в сентябре 2012 года. Фото: архив infpol.ru

Начало 2017 года ознаменовалось серией губернаторских отставок: за две недели свои посты покинули пять руководителей российских регионов – Виктор Басаргин (Пермский край), Вячеслав Наговицын (Бурятия), Сергей Митин (Новгородская область), Олег Ковалёв (Рязанская область) и Александр Худилайнен (Карелия). До этого федеральные СМИ включили их в число потенциальных кандидатов «на вылет».

После сентябрьских выборов ротация продолжилась. За пару недель сменились главы Самарской, Нижегородской, Ивановской, Новосибирской, Орловской и Омской областей, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, Дагестана и Приморья. Последним, 11-ым «отставником», стал Андрей Турчак (Псковская область).

Сейчас наступило «затишье», однако в 2018 году губернаторский корпус опять ждёт обновление. Об этом в интервью РБК рассказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она уточнила, что в отставку отправятся региональные лидеры, у которых заканчиваются полномочия и которые «не планируют идти на очередной срок». А ещё – те, кто может распрощаться со своим креслом «по другим причинам». Правда, конкретных имён глава верхней палаты российского парламента называть не стала «осознанно».

- Это не сфера нашей ответственности, поэтому я могу лишь предполагать, – заявила Валентина Матвиенко.

Она также раскритиковала журналистов, которые пишут о ротации глав субъектов. По мнению спикера Совфеда, прессе стоит проявлять больше взвешенности и такта, обсуждая возможные кадровые перемены.

- Очень плохо, когда СМИ начинают писать: «Этот губернатор скоро уйдёт, он в списке отставников!» Знаете, почему? Потому что «хромая утка» – это всегда плохо, – подчеркнула Матвиенко.

Председатель Совета Федерации не исключила, что после увольнения некоторые из пока ещё действующих глав станут сенаторами.

- А что плохого, если губернаторы приходят в верхнюю палату? Это люди, приобрётшие огромный опыт в разных сферах. Они полезны в работе. Они посидели в окопах, – заявила Валентина Матвиенко.

Напомним, согласно новым правилам проведения выборов, каждый претендент на пост руководителя региона должен был назвать трёх своих представителей в Совете Федерации и в случае победы назначить одного из них на эту должность. Новоизбранный глава Бурятии Алексей Цыденов внёс на рассмотрение в избирком три кандидатуры. В их числе – главный «эсер» республики Иринчей Матханов, Татьяна Мантатова, пришедшая в феврале в СФ на смену Арнольду Тулохонову, а также бывший лидер региона, который в итоге и стал новым сенатором. Соответствующий указ Цыденов подписал вскоре после своей инаугурации. Слухи же о том, что Вячеслав Наговицын будет представлять интересы Бурятии в верхней палате российского парламента, просочились в СМИ вскоре после его ухода. Компанию новому члену Совфеда составили вышеупомянутые Сергей Митин и Олег Ковалёв. 

Кстати, работу «преемников» прежних глав Матвиенко охарактеризовала положительно.

- В регионах стабильное социальное, экономическое, финансовое положение дел. С приходом новых губернаторов никаких революций и катаклизмов не произошло. Такого рода кадровые изменения готовятся, изучаются и проводятся в плановом режиме, – сообщила она РБК.

Ранее о судьбе Алексея Цыденова и других путинских назначенцев рассказала известный учёный, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.

По её мнению, события последних лет – назначения, выборы, отставки и посадки глав российских регионов – показывают, что пост губернатора перестал быть столь заманчивым для карьеры и становится в некоторой степени расстрельной должностью.

- Вряд ли молодые технократы испытывали восторг, узнав о своём назначении. Самостоятельность губернаторов в принятии решений резко снизилась по сравнению с началом 2000-х, а риски уголовного преследования со стороны прокуратуры, ФСБ и Следственного комитета выросли многократно, – уверена Наталья Зубаревич. – Пожалуй, эти риски минимальны только для новых силовиков – тульского и ярославского губернаторов, а также для нового главы Дагестана: все они намного круче, чем силовые структуры в регионах. Остальным придётся идти по минному полю.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях