Будущее Конституционного суда Бурятии обсуждали на «круглом столе» в Народном Хурале 10 сентября. Напомним, работу судебного органа приостановили в 2013 году: на такие шаги республиканский парламент пошёл по причине его низкой активности. К тому же для обеспечения его деятельности, по мнению народных избранников, требовались определённые финансовые затраты. Инициатива же принадлежала правительству Бурятии.
Члены республиканской Общественной палаты неоднократно предпринимали попытки восстановить Конституционный суд (КС). Активисты даже заручились поддержкой депутата Госдумы Вячеслава Мархаева. По его инициативе фракция КПРФ обратилась в Конституционный суд России, который вынес весьма неоднозначное решение. Властям Бурятии посоветовали определиться, закрыть КС окончательно или же открыть в нём пустующие вакансии, и отметили, что приостанавливать деятельность судебного органа из-за нехватки средств правительство республики, по сути, не имело права.
Битва за должность?
Отметим, на предстоящей сентябрьской сессии планировалось рассмотреть сразу два противоречащих друг другу законопроекта: один – за ликвидацию Конституционного суда (его вносит на рассмотрение глава Бурятии) и второй – за его восстановление (вносит председатель комитета по госустройству Народного Хурала Борис Ботоев). Если Вячеслав Наговицын с самого начала придерживался мнения, что суд надо ликвидировать, то в отношении Ботоева всё не так однозначно.
Так, до недавнего времени он полностью разделял позицию правительства.
- За все эти годы федеральный центр «подчищал» нашу конституцию. Особенно в части суверенитета, государственности и так далее. Сейчас, когда она в таком «вычищенном» состоянии реализуется, то особой необходимости, на мой взгляд, в Конституционном суде нет, – сообщил он в интервью телекомпании «Ариг Ус» в мае.
«Переломный» момент наступил на августовской сессии, когда депутат выдвинул свою кандидатуру на пост спикера. В кулуарах поговаривают, что этого не должно было произойти, поскольку именно Ботоеву пообещали место председателя Конституционного суда республики. Но в итоге (опять же, по неофициальной информации) Вячеслав Наговицын внёс законопроект о ликвидации суда.
Сам Борис Ботоев эту информацию опроверг.
- Это глупость. На сентябрьской сессии будет рассматриваться вопрос об упразднении Конституционного суда. Кто и что может обещать в ситуации, когда идёт процесс его «похорон»? На сегодняшний день нет ни финансирования, ни одного судьи, – пояснил он infpol.ru.
Однако на круглом столе 10 сентября стало ясно: суд будет жить. Его восстановление на предстоящей сессии готово поддержать большинство депутатов республиканского парламента. «За» также высказались уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова, бизнес-омбудсмен Анатолий Дашиев, общественники, учёные и последний председатель КС Бурятии Капитон Будаев. А вице-спикер Народного Хурала Владимир Павлов сообщил: несмотря на свою позицию, глава республики поддержит любое решение депутатов.
Быть или не быть?
В начале обсуждения Борис Ботоев отметил: депутатам предстоит принять «судьбоносное» решение о будущем судебного органа.
- Конституционный суд России чётко высказал свою позицию: что мы не имеем права приостанавливать деятельность Конституционного суда из-за финансовых трудностей. Необходимо решить, либо упразднить его, либо восстановить его работу, – подчеркнул Ботоев. – Прежде чем принять такое судьбоносное решение, мы решили узнать, что думает общественность: чем больше мнений мы услышим, тем меньше шансов ошибиться. Помимо финансовых трудностей и небольшой нагрузки, какие есть ещё доводы против Конституционного суда?
Слово взял спикер Народного Хурала Цырен Доржиев.
- Главная проблема – быть или не быть Конституционному суду. Мы приняли закон о приостановлении его деятельности, поскольку в республиканском бюджете нет финансирования. Конечно, есть множество мнений, разные толкования. Я встречался и разговаривал с руководителями фракции. Большинство склоняются к тому, что Конституционный суд в Бурятии должен обязательно присутствовать, – рассказал он.
В настоящее время конституционные суды действуют в 16 регионах России. К примеру, в соседней Иркутской области создаётся аналог – уставной суд.
«Для защиты прав»
Профессор кафедры конституционного, административного и муниципального права Бурятского госуниверситета, бывший председатель КС Бурятии Капитон Будаев уверен, что такой судебный орган республике необходим, тем более что затраты на его содержание составляют 0,03 % от республиканского бюджета.
- В последние годы они составляли около 9-10 миллионов рублей в год, – рассказал Капитон Будаев.
В период с 1995 по 2012 гг. в КС Бурятии поступило более 160 обращений: 20 – от президента республики, шесть – от правительства, 13 – от прокурора, три – от депутатов Народного Хурала, три – от органов местного самоуправления и 118 – от жителей Бурятии.
- Основная масса рассмотренных дел касается защиты прав и свобод граждан, заложенных в Конституции Бурятии, – сообщил Будаев.
Рассказал он и о рассмотренных за эти годы нормативно-правовых актах: 84 документа признали несоответствующими конституции.
Многолетняя работа суда, по мнению Капитона Будаева, показала, что население в нём нуждается. В случае нехватки средств его предлагают реформировать.
- Мы предлагаем сделать его смешанным: часть судей работают на постоянной основе, часть – на общественных началах, – подчеркнул он.
Такая система позволит «урезать» расходы до 2,5-3 миллионов рублей в год.
- Я лично считаю, что Конституционный суд нужен, в первую очередь – для защиты прав, которые закреплены в Конституции нашей республики, – высказался Будаев. – Своим существованием он способствует полной реализации принципа разделения властей в субъекте России – исполнительной, законодательной и судебной, косвенно обеспечивает защиту Конституции страны и реально работает на людей.
Борис Ботоев поинтересовался, возможно ли расширить компетенцию КС – чтобы «меньше уповали» на небольшую нагрузку.
Капитон Будаев предложил привлечь к взаимодействию с судебным органом уполномоченных по правам человека и по правам ребёнка, а также бизнес-омбудсмена Бурятии.
- Они могли бы именно через Конституционный суд защищать интересы детей и бизнеса, – пояснил он.
- А вы не погорячились, когда сказали «два с половиной миллиона»? – спросил Борис Ботоев, говоря о финансировании КС. – Я знаю, что Иркутская область возрождает суд и на 2015 год они выделили на несуществующий суд уже 37 миллионов? Мы же говорим о том, что председатель суда должен получать зарплату на уровне своего бухгалтера.
Будаев заметил: вопрос требует дополнительного изучения.
«Гарант Конституции»
Своё мнение высказал и председатель Народного Хурала первого и второго созывов Михаил Семёнов. Решение депутатов республиканского парламента о ликвидации КС он назвал «революционным» и «антиполитическим».
- Оно работает против основного закона республики – Конституции, – заявил Михаил Семёнов. – Это подрывает основы государственного строя Бурятии. Конституция есть Конституция, её гарантом является глава республики. И я был поражён, что он согласился приостановить деятельность суда, который работает в защиту его же деятельности, – подчеркнул Семёнов.
Без этого судебного органа, по его словам, работать нельзя.
- Надо принять, что суду быть. Другое дело – зарплата. Бесплатно работать никто не будет, – считает экс-спикер.
Позицию республиканских властей в своём выступлении изложила председатель государственно-правового комитета администрации главы и правительства Бурятии Валерия Халтакшинова.
- Конституционные суды создаются по усмотрению субъекта России: ни в Конституции, ни в федеральном законе о судебной системе обязательность их существования не предусмотрена, – отметила она.
Финансовых возможностей у республики нет, соответственно, и содержать КС не на что, уверены в государственно-правовом комитете.
- О том, что у нас напряжённая ситуация с расходами и доходами бюджета, я говорить не буду: депутатам это известно, точно так же, как и мне. Отмечу только, что сегодня правительство Бурятии завалено представлениями прокуратуры о ненадлежащем исполнении принятых на себя расходных обязательств, – продолжила Валерия Халтакшинова.
Приостанавливая деятельность суда до 2017 года, депутаты, по её словам, приняли «половинчатое» решение.
- Два года подряд депутаты принимали решение об упразднении. В 2013 году против проголосовало 8 человек, в 2014 – ноль, а 48 – «за». Длительное время мы не осуществляли действия по заполнению вакансий, и этот факт был отмечен Конституционным судом России, – отметила Валерия Халтакшинова. – Я считаю, что это было «половинчатое» решение. Вроде как деньги сэкономили, и суд сохранили.
Напоследок она пояснила: в случае, если депутаты решат восстановить суд, новый закон разрабатывать не потребуется. Достаточно привести его «в актуальное состояние».
«За» возрождение КС также высказались уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова и бизнес-омбудсмен Анатолий Дашиев, а также член Общественной палаты Бурятии Павел Дудин, заведующий кафедрой конституционного, административного, муниципального права БГУ Юлий Хамнуев и известный в республике юрист Алдар Эрдынеев. Начальник отдела обобщения судебной практики, статистики и правовой информации Арбитражного суда Бурятии отметил, что необходимо учитывать, прежде всего, мнение общественности.
Не упразднять
Вице-спикер Народного хурала Владимир Павлов заявил: мнение всех 44 депутатов фракции «Единой России» по поводу возрождения КС уже сформировано и они выскажут его на ближайшей сессии.
- Мнение таково: не упразднять суд, но, в то же время, найти вариант и провести какую-то оптимизацию. На этот счёт председателем Народного Хурала было дано поручение правовому управлению – изучить работы действующих конституционных судов в субъектах страны. Думаю, скоро такой доклад поступит, – отметил Павлов. – Буквально недавно я вёл разговор с главой Бурятии. Он сказал: «Какое решение примут большинство депутатов, с таким я и соглашусь». Я уверен, что будет принято решение, благодаря которому суд будет работать.
Если среди «единороссов» не произойдёт раскола и все депутаты единогласно проголосуют «за» возрождение Конституционного суда, то он возобновит свою деятельность. А вопросами, касающимися финансирования, будет заниматься уже специальная рабочая группа, куда войдут представители Народного Хурала, правительства и общественности. Законопроект о восстановлении КС рассмотрят на сессии в конце сентября, а вот альтернативный – об упразднении – решили не выносить на обсуждение. Кстати, согласно документу, предлагать кандидатуры на пост председателя судебного органа смогут группы депутатов. Ранее таким правом обладал только глава Бурятии. Если законопроект утвердят, то Борису Ботоеву ничего не помешает предложить свою кандидатуру.