митинг
5514

Николай Алексеев: «Мы хотим провести правозащитное мероприятие, а не карнавальный полуголый парад»

Глава московского гей-прайда рассказал, почему  Улан-Удэ оказался не готов к необычной акции

Фото: vk.com / личная страница Н. Алексеева

Новость о том, что в столице Бурятии могут состояться  митинги  и шествие  в поддержку сексуальных меньшинств, всколыхнула горожан.  В Сети вот уже несколько дней ведётся бурная дискуссия по этому поводу. Большинство улан-удэнцев отнеслись к идее гей-парада  без восторга.   Некоторые, впрочем,  отмечают, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации имеют право на подобные мероприятия   и призывают земляков  быть к ним терпимее.

«Кому хочется быть лоббистом?»

Скандально известный в Бурятии общественник Евгений Буянин выступил против акции в защиту гомосексуалистов.  Он даже направил руководству Улан-Удэ письмо с просьбой запретить гей-парады в Улан-Удэ. Навсегда. Текст обращения активист опубликовал на своей страничке в Facebook.

- Наш замечательный город всегда славился своим в хорошем смысле консерватизмом, уважением к традиционным ценностям наших народов, к институту семьи. Я как семьянин, как отец двоих детей категорически не согласен с популяризацией гомосексуализма и лесбиянства в нашем обществе, с попытками легализации однополых браков в нашей стране. Представители «секс-меньшинств», если таковые в нашем городе имеются, не должны публично выпячивать свою «особенность», не должны выставлять себя на показ, не должны смущать население нашего города, особенно подрастающее поколение, – заявил Буянин. –    Прошу вас не разрешать – сейчас и впредь –  проводить в нашем городе эти и подобные мероприятия.

Лидер движения «Трезвая Бурятия», известный активист  Алексей Карнаухов рассказал infpol.ru, что он категорически против любых акций в защиту секс-меньшинств. Смысла в подобных мероприятиях, по его мнению, нет.

- У нас что, все проблемы уже решены и это главный вопрос дня? Их (гомосексуалистов – прим. ред.) что, кто-то притесняет? Одно дело – права, другое – пропаганда этих прав. Почему мы должны идти на поводу у меньшинства? – говорит Алексей Карнаухов. –  Конечно, сексуальная ориентация –  личное дело каждого взрослого человека. Но я имею право этого не знать и быть от этого максимально далёким. Иначе можно очень далеко пойти. Например, защищать права наркоманов.

Общественник отметил, что он полностью поддерживает Евгения Буянина в запрете на гей-парады.

- Конечно, интересно, есть ли у нас в Улан-Удэ такие люди, интересно, кто их поддерживает. Но не думаю, что наши власти насколько глупы, чтобы разрешить подобные мероприятия, – уверен Карнаухов. –  Кому в администрации хочется быть «лоббистом» интересов гомосексуалистов?

Запреты и альтернативы

Зампред правительства Бурятии Александр Чепик, по его собственному признанию, и вовсе покраснел, услышав о предстоящей акции. Давать добро на её проведение или нет, в мэрии города раздумывали три дня.  И нашли, казалось бы, компромиссный вариант – перенести мероприятие в закрытое помещение.

В официальном ответе администрации города, который оказался в распоряжении infpol.ru, отмечается, что улицы и места, где планируется устроить шествие и митинги, для этих целей не подходят.  Во-первых, они являются доступными для детей. Во-вторых, проведение там любых массовых мероприятий «может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, создать помехи движению пешеходов  и транспортных средств либо доступ граждан к жилым помещениями или объектам транспортной или социальной инфраструктуры».

Дойти до суда

Но организаторов мероприятия – активистов ЛГБТ из Москвы –  такой вариант, похоже, не устроил.

-  Вслед за Иркутском и Читой власти Улан-Удэ запретили проведение в городе шествия гей-парада и двух ЛГБТ-митингов. Основания все те же: федеральный закон о запрете гей-пропаганды. Сегодня подаём в суд. Таким образом, Бурятия стала 33-м субъектом России, запретившим все публичные мероприятий ЛГБТ-сообщества, – написал глава московского гей-прайда, известный правозащитник  Николай Алексеев на своей страничке в соцсети.

«Смысл теряется»

Николай подтвердил намерение судиться с улан-удэнскими чиновниками и в разговоре с infpol.ru.

- Чтобы провести мероприятие в закрытом помещении, никакие согласования с властями не нужны и ни за какими разрешениями обращаться не требуется. Я мог бы снять для этих целей конференц-зал в гостинице, какой-нибудь клуб, ресторан или ещё что-то, – рассказал он. – В федеральном законе № 54 чётко сказано, что форму и цели публичного мероприятия определяют организаторы. Всё, что может сделать орган власти – мотивированно предложить перенести его в другое место или на другое время, чтобы избежать каких-либо эксцессов, столкновений.

«Компромиссный» вариант, который предложили  улан-удэнские чиновники, Николай назвал попыткой загнать ЛГБТ-активистов «в закрытое помещение».

- Чтобы мы были невидимы для всех остальных, – пояснил он. – Но в этом случае просто теряется смысл, цель мероприятия – привлечь внимание общества и власти к проблемам, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, целому ряду вопросов, которые хотелось бы поднять публично. А  так я могу устраивать  любые  собрания и митинги  в своей квартире. И никому это будет неинтересно.

Отказ  городской администрации  организаторы решили обжаловать в Советском районном суде. Рассмотреть иск должны до 25 октября – именно в этот день в Улан-Удэ планировалось провести один из заявленных митингов.

- Если решение будет не в нашу пользу, значит, будем обжаловать его в Верховном суде Бурятии, потом доведём это дело до Верховного суда России, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). И это касается не только Улан-Удэ, но и других городов, где мы получили отказ, – подчеркнул правозащитник.

Речь идёт ни много ни мало о 33 российских регионах. Отметим, Николай Алексеев является инициатором ряда судебных исков, которые доводились до ЕСПЧ.

- Мы уже выигрывали подобные дела по публичным мероприятиям, которые имели точно такие же цели, как шествие, заявленное в Улан-Удэ, – рассказал он.

Так, в октябре 2010 года Николай Алексеев выиграл первый процесс против России в ЕСПЧ. Тогда Страсбургский суд единогласно постановил, что, запрещая акции в защиту секс-меньшинств  в Москве в 2006, 2007 и 2008 годах, российские власти нарушили три статьи Европейской конвенции по правам человека  –  право на свободу собраний, на защиту от дискриминации и судебную защиту.

- Финансовые требования по этому постановлению Россия выполнила, а по существу, с правовых позиций, оно до сих пор не исполняется. Власти продолжают запрещать  аналогичные публичные акции. В декабре состоится заседание Комитета министров Совета Европы. На нём Россия в очередной раз должна будет представить план действий по исполнению этого постановления, – говорит активист.

Сначала согласились, потому передумали

Отказывая организаторам в проведении гей-парада, власти российских городов ссылались на закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также на  статью 6.21 КоАП о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.  В  Йошкар-Оле  одно из трёх запланированных мероприятий вроде как одобрили, но с оговоркой, что состоится она не в  центре города, а  на окраине  – в деревне Игнатьево.

-  Но в последний момент власти отозвали своё согласие и отказали в проведении акции и там, – рассказал Николай Алексеев.

Ситуация повторилась  в Иваново: сначала местные чиновники разрешили гей-парад, потом пошли на попятную – дескать, письмо подписывало неуполномоченное лицо.  Интересно, что практически во всех городах история с акцией в поддержку секс-меньшинств разворачивалась по  одному и тому же сценарию.

- Никакого удивления или несогласия со стороны чиновников, которые получали от меня эти уведомления, не было. Более того, они совершенно открыто обсуждали время и место проведения мероприятий, предлагали согласовать всё сразу – чтобы «не откладывать  в долгий ящик»,  говорили, что запретить  всё равно не могут. В принципе, люди относятся к моей инициативе нормально. А уже потом, когда всё это начинает обсуждаться, выходит  в политическое и   медийное пространство, сразу возникают преграды,  – пояснил Николай.

И этому, по его мнению, есть объяснение – отсутствие политической воли.

-  В регионах она, скорее всего, сама по себе не появится, потому что никто не хочет брать на себя ответственность и согласовывать мероприятие,  отклоняясь, что называется, от генеральной линии, – уверен правозащитник. –  Потому пока не будет сигнала со стороны федеральной власти, Кремля, администрации президента, эти отказы, думаю, будут продолжаться.

«Идёт дезинформирование»

Такова позиция чиновников. Ну а что же обычные жители Бурятии, у многих из которых предстоящая акция вызвала, мягко говоря, недовольство? Достаточно почитать комментарии в соцсетях, чтобы понять: гей-парадам в республике  с традиционными ценностями не быть никогда.

По словам Николая Алексеев, людям просто не разъяснили, чего именно хотят  московские  ЛГБТ-активисты.

- Думаю, просто идёт откровенное дезинформирование общества. Когда в Интернете появляются статьи с размалёванным полуголыми мужиками, в которых написано, что в Улан-Удэ, например, хотят устроить  гей-парад, понимаете, какова будет реакция любого человека? Никто такого видеть не хочет. Но мы хотим провести правозащитное мероприятие, которое не имеет ничего общего с карнавальными полуголыми парадами. Об этом даже во всех наших  уведомлениях говорится, – рассказал глава московского гей-прайда.

В  заявках организаторы отмечают, что готовы изменить место и проведения акции, если на центральную площадь, власти, например, не согласны. Никакого сексуального подтекста в подобных шествиях и митингах нет, подчёркивает Николай Алексеев.

- Мы требуем изменений в законодательство, запрета дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, признания семейных прав однополых пар. Это исключительно вопросы соблюдения гражданских и конституционных прав. И если бы это разъяснили населению, если бы люди хоть раз увидели, что мы на самом деле хотим провести, думаю,  пустая болтовня о безнравственности и пропаганде среди несовершеннолетних закончилась бы. К сожалению, риторику обсуждения этого вопроса нам изменить не под силу. Настолько «горячая» тема, все пытаются представить её как можно скандальнее, чтобы привлечь внимание к своим изданиям, – считает Николай.

Вот, собственно, и ответ на вопрос, который так  волнует многих – «для чего  нужна эта публичность?».

«Даже смешно об этом говорить»

Отдельного внимания заслуживает реакция гомосексуалистов из Улан-Удэ на проведение гей-парада. Некоторые из них на условия анонимности заявили СМИ, что категорически против подобных акций. Саму же инициативу московских ЛГБТ-активистов они расценили как провокацию и даже как попытку Николая Алексеева привлечь к себе внимание.

- Мне кажется, я уже достаточно известный человек. Я неоднократно выступал на федеральном телевидении, в самых топовых и рейтинговых программах. И никакого «пиара» за счёт подачи заявок в администрацию Улан-Удэ мне не нужно, даже смешно об этом говорить, – признался правозащитник. – По поводу публикаций.  Можно ведь и самому придумать, как какой-то «неформальный лидер ЛГБТ-сообщества Бурятии»  – у которого, кстати, даже имени нет – выступает против. Всегда будут люди, которые не решаются отстаивать свои права  и не хотят, чтобы кто-то сделал это за них. Мы проводили подобные  мероприятия в Москве на протяжении последних 11 лет. Задержания,  избиения, аресты, штрафы – мы через всё это прошли. За свои права нужно бороться – их никто не принесёт на блюдечке с голубой каёмочкой.

По его словам, в гей-парадах могут принять участие не только представители сексуальных  меньшинств, а все, кого волнуют вопросы свободы, демократии и соблюдения прав человека и борьба с любого  рода дискриминацией.

К слову, на днях Николай побывал в Улан-Удэ и даже  сфотографировался напротив Бурятского театра оперы и балета. Оказалось, это не первый его визит в республику – известный правозащитник был в Бурятии около 12 лет назад. Признался: тогда столица произвела на него гнетущее впечатление.

- А сейчас я был приятно удивлён: город очень сильно преобразился за последнее время.  Остались очень позитивные воспоминания. Такого хорошего впечатления об Иркутске и Чите у меня нет, – отметил Николай Алексеев.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях