Общество
4000

В Бурятии устроили разнос «Стратегии-2030»

Эксперты сравнили документ с «троечной курсовой» и нашли в нём ряд противоречий  

Фото: russianstock.ru

Документ, который определит жизнь региона до 2030 года, в последние дни стал одной из самых обсуждаемых тем в республиканских СМИ. Власти Бурятии неоднократно отмечали, что в его разработке активное участие должна принимать общественность. Для этого ещё в прошлом году было создано 18 площадок, которые охватывают все сферы жизнедеятельности региона – от промышленности, сельского хозяйств и туризма до инфраструктуры и международного сотрудничества.

«Народный документ»

Планировалось, что в программу развития республики войдут предложения общественников, граждан и некоммерческих организаций, прозвучавшие на Гражданском форуме-2015. Кроме того, к разработке «Стратегии-2030» обещали привлечь представителей СМИ, учёных, бизнесменов, а также представителей самых разных профессий и, собственно жителей Бурятии.

- Население может внести свои конкретные предложения по разным сферам жизни – инфраструктуре, образованию, здравоохранению. Все пожелания мы должны будем рассмотреть на экспертном совете в Улан-Удэ. Понятно, что предложений будет очень много. Но, скорее всего они будут пересекаться или дублироваться. Совет одобрит или исключит те или иные предложения и внесёт их в документ, который и станет стратегией развития Бурятии до 2030 года, – заявил на встрече с представителями СМИ в прошлом году глава республики Вячеслав Наговицын. – И потом, при исполнении, никто на местах не будет спорить с пунктами документа, потому что его будут разрабатывать сами представители районов, а не чиновники. Появится мотивация и помощь со стороны населения.

Глава также отметил, что «Стратегия-2030» должна стать настоящим народным документом.

- Поэтому мы решили привлечь к работе над ним не чиновников, а представителей районов. Модераторами – людьми, которые будут проводить круглые столы и заседания фокус-групп в районах на местах – должны стать журналисты, – пояснил Вячеслав Наговицын.

В правительстве уверяли: разработчики учтут все пожелания и замечания. Создание программы социально-экономического развития республики власти решили доверить специалистам Российской академии народного хозяйства из Новосибирска. Первый этап работы включал подготовку концепции, второй – собственно, разработку самого проекта на её основе.

«Нужна политическая воля»

Проект «Стратегии-2030» появился в открытом доступе 10 октября и сразу же вызвал вопросы у экспертов.  Мнения специалистов в течение недели собирали журналисты телекомпании АТВ.

- Честно скажу: для меня, как уже опытного, наверное, руководителя и человека, который разрабатывал многие документы на уровне республики и Российской Федерации, первое впечатление после прочтения было – обычная курсовая работа, причём курсовик на уровне троечника, – неожиданно заявила экс-министр экономики Бурятии Татьяна  Думнова в интервью телекомпании.

Она отметила, что не увидела в документе бюджетного прогноза, который определяет ресурсы, необходимые для разработки стратегии.

- Достаточно размыто, ведь стратегия – это не сочинение на вольную тему, а вполне конкретный, аргументированный, обоснованный документ, – подчеркнула Татьяна Думнова. – При первом прочтении у меня возникло очень много вопросов, очень много замечаний, поскольку у нас есть стратегия до 2025 года. Каким образом, что мы берём оттуда? Это будет как продолжение, и при всех тех подходах и анализе, причём, я бы отметила, очень слабом анализе.

По мнению общественника Андрея Бородина, проект стратегии – это общее видение ситуации, то, что нужно было бы сделать при хороших условиях.

- Но вот этих хороших условий, к сожалению, нет. И поэтому, может, практических инструментов реализации всего задуманного не приводится.  Чтобы действительно делать какие-то коренные изменения  в экономике, нужна политическая воля. К сожалению, сейчас общество пока ещё не готово к таким достаточно резким изменениям, – высказался он.

«Сырой материал»

Телекомпания АТВ напоминает: на внесение поправок и предложений авторы проекта дали всего неделю. Мнения по поводу документа  разделились. Многие поспешили напомнить, что именно Татьяна Думнова  стояла у его истоков и даже разрабатывала техзадание.  

- Я слышу отзывы наших многих коллег, что это не стратегия, а её подобие, что это какой-то реферат или еще что-то ещё в этом духе. С такой точкой зрения я не согласен, – говорит кандидат социологических  наук, преподаватель Олег Хубриков.

По его словам, «Стратегия-2030» – это общий, генеральный план развития республики. Олег Хубриков вместе с группой социологов проводил SWOT-анализ. Затем учёные передали данные в  Новосибирск, где и готовили сам проект. К слову, такое положение дел огорчило местных специалистов. Они до последнего надеялись, что стратегию развития своего региона  будут разрабатывать свои люди, местные. Мнение жителей Бурятии, безусловно, учитывалось, но писать самим не доверили, подчёркивает АТВ. Политолог Евгений Малыгин уверен, поправок будет масса, и разработчики ещё будут исправлять недочёты.

- Тот материал, который я, по крайней мере, видел, достаточно сырой. Говорить о том, что это достаточно хорошая, проработанная стратегия, к сожалению, не могу. Есть большое количество замечаний не только у меня, но и у моих коллег, – заявил он.

Политолог подчеркнул, что какие-то явно выраженные механизмы и рекомендации в документе отсутствуют.

- Понятно, что это больше программный документ и в нём надо прописывать цели, к которым надо стремиться. Но какие-то механизмы, движения в эту сторону тоже должны быть. А их нет, по крайней мере, сейчас, – цитирует его АТВ. – Что касается самой стратегии развития, то я её, к сожалению, не увидел. Да, там есть базовый, оптимистический, пессимистический сценарии. Но они, на мой взгляд, отличаются недостаточно глубокой проработкой.

Тем не менее, аналитическая часть, в которой идёт речь о сложившейся в республике ситуации, по мнению Евгения Малыгина, проработана достаточно неплохо.

Заместитель директора института экономики и управления БГУ Александр Янтранов в эфире программы «Актуальная тема» заявил: представители бизнеса отнеслись к участию в подготовке Стратегии достаточно пассивно. И, как выяснилось, разработчики учли далеко не все предложения и пожелания. Высказался эксперт и по поводу решения доверить это дело экспертам из Новосибирска.

- Конечно, можно понять позицию правительства: им хотелось провести этот конкурс максимально прозрачно, чтобы не возникало никаких вопросов с разных сторон. С другой стороны, можно было найти возможности для того, чтобы в этом поучаствовали местные специалисты. Вопрос сложный. Думаю, были какие-то причины, которые не позволили заключить договоры напрямую, – прокомментировал он.  

«Слушать реальных людей»

Как не сходятся мнения экспертов, так же не сходятся некоторые данные в «Стратегии-2030». АТВ приводит некоторые из них.

- Низкий уровень инвестиционной привлекательности говорит об отсутствии перспективных бизнес-проектов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, несмотря на наличие тех или иных потенциальных сфер для инвестирования. Способы привлечения инвесторов с бизнес проектами недостаточно проработаны.

- Бурятия обладает существенными конкурентными преимуществами. К ним относится активная политика региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению объёма инвестиций в ключевых видах экономической деятельности.

Или, например:

- Республика занимает выгодное географическое положение в системе взаимоотношений России со странами Северо-Восточной Азии.

- Географическая удалённость от крупных центров Российской Федерации. Периферийное положение по отношению к экономическим, научным и культурным центрам страны  сужает возможности для социально-экономического развития, препятствует созданию крупных региональных кластеров.

Общественный деятель Виктор Власов уверен: к 2030 году документ реализуют на 30, максимум – на 40 %

- Всё-таки его пишут чиновники. В большей степени нужно слушать людей реальных, которые живут в нашей республике и в Улан-Удэ. И тогда будет больше толку от этой стратегии, – считает он.

Столица республики, между тем, разрабатывает свою стратегию развития. Как пояснили в правительстве, все муниципалитеты сначала пишут свои программы, затем республика всё консолидирует и создает общий документ. Однако в Улан-Удэ идут другим путём и не торопятся. К тому же пока действует старая стратегия, новую подготовят к 2018 году. Город пишет её сам и тезисами ограничиваться не собирается.

- Мы, конечно, будем опираться на те цели и задачи, которые поставлены в стратегии развития республики и будем их насыщать конкретными проектами, которые должны быть реализованы в нашем городе до 2030 года, – отмечает начальник отдела планирования администрации Улан-Удэ Оюна Цыренжапова.

Городские чиновники обещают сделать программу живой и понятной для каждого улан-удэнца, а главное – реализуемой. Отметим, 18 октября в Улан-Удэ состоялись парламентские слушания, посвящённые итогам социально-экономического развития Бурятии в 2011-2015 годах. С основным докладом выступил зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик. Без резкой критики со стороны присутствующих на слушаниях в адрес властей не обошлось.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях