Напомним, изначально речь шла только о реконструкции старой взлётно-посадочной полосы в аэропорте «Байкал». Ремонт, который оценили в 4 миллиарда рублей, должен был начаться ещё в 2014 году. Однако в правительстве республики отметили: восстановительные работы обойдутся гораздо дороже, чем новый объект. Да и глава Бурятии неоднократно подчёркивал, что действующая полоса слишком короткая и не способна принимать тяжёлые самолёты вроде Боинга 747.
Дали добро
В итоге «Росавиция» одобрила строительство ещё одной «взлётки». В июне 2015 года руководство аэропорта «Байкал» сообщило, что в течение двух месяцев проект будет проходить главгосэкспертизу.
- Если не возникнет замечаний, пройдут торги по выбору подрядчика, осенью, возможно, начнётся первый этап строительства. Это подготовительные работы, – рассказал член совета директоров аэропорта Баир Цыренов.
Спустя несколько месяцев вопрос вновь обсудили в Москве – на совещании у заместителя министра России по развитию Дальнего Востока Артура Ниязметова. В ведомстве пообещали внести обновлённый проект в федеральную целевую программу (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».
Минувшей весной стало известно, что проект реконструкции аэродромного комплекса аэропорта прошёл экспертизу. По мнению специалистов, он соответствует всем необходимым требованиям и российскому законодательству.
- Проведённая экспертами проверка показала, что стоимость объекта капитального строительства определена корректно. Расчёты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объёмам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, – отметили в пресс-службе аэропорта.
Строительство началось
В середине июля «добро» на проведение работ дал и Минтранс России. Напомним, длина новой взлётно-посадочной полосы составит 3,4 километра – это на 400 метров длиннее существующей, а вот ширина останется прежней – 45 метров. Располагаться они будут параллельно друг другу.
На территории аэродромного комплекса также появятся рулёжные дорожки, водосточно-дренажная система и очистные сооружения. Кроме того, планируется установить современное светосигнальное оборудование, реконструировать систему электроснабжения, периметровое ограждение, патрульную дорогу и другие объекты. На эти цели из федерального бюджета направят более 4 миллиардов рублей. Отметим, ранее в ФЦП были установлены ограничения по финансированию «взлётки» в 2016 году, однако теперь они сняты.
Подготовительный этап по реализации проекта стартовал летом. В конце августа в улан-удэнский аэропорт прибыла первая партия оборудования генерального подрядчика – ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при федеральном агентстве специального строительства» («Спецстрой»).
«Нет чёткого понимания»
Сейчас на объекте круглосуточно работает 50 единиц техники и 100 иногородних специалистов. Но, несмотря на это, отставание от графика составляет три месяца. Накануне глава Бурятии Вячеслав Наговицын поставил вопрос о смене генподрядчика. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу республиканского правительства.
- У подрядчика нет чёткого понимания, как он будет компенсировать отставание, которое сегодня наметилось и уже нарастает. Поэтому мы приняли решение обратиться к заказчику (ФГУП «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов» – прим. ред), чтобы рассмотреть вопрос о смене подрядной организации, – отметил Наговицын.
По данным региональных властей, местные поставщики и субподрядчики до сих пор сотрудничают со «Спецстроем» без договоров.
- У «Спецстроя» слишком большая инерция при заключении договоров. Есть корпоративные процедуры, которые не позволяют им работать быстро, – пояснил глава Бурятии.
Комментарий самой организации «Интерфаксу» получить не удалось. Между тем, в конце ноября представитель аэропорта «Байкал» сообщил изданию, что по итогам 2016 года генподрядчик намерен освоить 600 миллионов рублей, а к началу 2017-го – наверстать сроки строительства новой «взлётки». Отметим, заявление Наговицына о намерениях разорвать отношения со «Спецстроем» было удалено с официального сайта правительства спустя несколько часов после публикации.
Как отмечал ранее «БайкалФинанс», около 90 % авиаперевозок в России сегодня выполняется на среднемагистральных воздушных судах западного производства Airbus А320 и Boeing 737, которые отличаются высоким давлением на аэродромные покрытия взлётно-посадочной полосы. Для них Росавиацией установлены ограничения по количеству самолётовылетов в сутки и по максимальной взлётной массе. После того, как завершится строительство новой полосы, у улан-удэнского аэропорта есть шанс вернуться к «советским показателям» – с 300 до 900 тысяч пассажиров в год.