Напомним, в необычное путешествие по стране корреспонденты «Комсомольской правды» Виктор Гусейнов и Владимир Ворсобин отправились в начале ноября. Проехаться от российской столицы до Дальнего Востока они решили … на электричках.
- Скорее всего, во Владивосток ребята приедут совсем другими людьми – задумчивыми, худыми, может быть, даже слегка поседевшими. Ведь такая поездка – это целая жизнь, – писала «Комсомолка» в начале ноября.
За 33 дня журналисты преодолели 9288 километров. Чтобы объехать всю Россию на электричках, им понадобилось 48 билетов. В итоговой статье, посвящённой уникальному путешествию, корреспонденты газеты рассказали: кое-где пригородные поезда не ходят вовсе, а потому им пришлось пересаживаться на автобусы.
- Мы преодолевали эти «разрывы» как придётся, например, в кабинах товарных электровозов. Случаев железнодорожного автостопа было три. Общее время незаконного передвижения в кабине машиниста – около суток, 23 часа, – вспоминает Владимир Ворсобин.
«Это мощь»
До Улан-Удэ путешественники добрались к концу ноября. Но прежде, чем отправиться в бурятскую столицу, они заехали в Слюдянку – полюбовались на знаменитое здание вокзала, целиком сделанное из мрамора, а потом побывали на Байкале. И, судя по всему, остались под большим впечатлением.
- Теперь понятна мечта о Байкале. Это мощь! Особенно он крут под Улан-Удэ, – признался Виктор Гусейнов. – «Спасибо ёлочка, спасибо, корешок!» – благодарил я природу, которая позволила мне забраться на небольшой обледеневший обрыв. По идее, я должен был проломить тонкий лёд, но он выдержал! Забрался наверх, выглянуло солнце, которого хватило ровно настолько, чтобы я успел сделать кадр. И я увидел всё как на ладони. Что природа – один большой живой организм, с Байкалом во главе. И с ней лучше дружить, а не мучать заводами…
А Владимир Ворсобин отметил, что почувствовал «что-то странное», оказавшись на побережье озера.
- У священного Байкала – колдовская слава. Озеро, например, непонятным образом чистит само себя, выбрасывая на берег даже неподъёмное железо. Вот и я почувствовал что-то странное, – поделился он.
Когда Ворсобин подъезжал к Байкалу, ему позвонил старый товарищ – известный журналист Юрий Гейко.
- Говорит, записывай. И диктует названия местных речушек: Каторжанка, Пьяная, Блудная… Там старатели добывают золото и называют реки самыми ненавистными женскими именами. Работа-то каторжная. И только захожу на вокзал – ко мне кидается его сотрудница: «Помогите!». По Слюдянке, оказывается, прошёл слух о нас, гастролирующих журналистах. И женщина со слезами на глазах шепчет: «Я очень боюсь наступления 1-го и 16-го чисел. В эти дни приходят они. Пьяные, злые. Начинаются драки. Они над нами издеваются, матерят, оскорбляют. Полиция их боится! Пожалуйста, напишите – ведь скоро опять первое!», – вспоминает корреспондент. – Оказывается, с реки Пьяной или Блудной каждые две недели вырываются злые от трезвости рабочие – у них, там, видимо, «сухой закон». И отрываются, кто как может. Они падают, пьяные, с поездов. Босые и без документов приходят на вокзал, превращая несчастную Слюдянку в голливудский салун ковбоев с весёлым бесчинством и дракой.
«Хуже Тайшета»
Из Слюдянки московские корреспонденты отправились в Улан-Удэ. Правда, по пути в столицу Бурятии они «застряли» в Выдрино. И вот как описали этот момент.
- Полустанок. Мы только что выпрыгнули из кабины машиниста электрички «Слюдянка-Выдрино». Её «пилот» Олег Сергеевич, потомственный железнодорожник, помахал нам вслед – дескать, сумасшедшие. Куда вас несёт! Это ж Выдрино! Мы стояли на границе с Бурятией, посреди чудесной деревни без единого фонаря. И понимали – это хуже Тайшета (его штурм мы описывали в предыдущих сериях). Для автостопа темно, автобусов нет, гостиниц нет. Электрички… Бурятские власти, судя по всему, их терпеть не могут. Они наотменяли их так, что теперь жители Бурятии, видимо, обязаны жить только в Улан-Удэ, – иронизирует Владимир Ворсобин.
В публикации, посвящённой Улан-Удэ, журналисты «Комсомолки» уже рассказывали о супругах Сергее и Ольге, которые помогли им выбраться из очередной передряги.
- Всего каких-то 12 часов назад мы с Витей пребывали в древнерусской тоске. В придорожном кафе деревни Выдрино мы меланхолично истребляли позы – хинкали на сибирский лад. Как ехать дальше – не знали. В этот момент на той стороне «разрыва» – участка, на котором не ходят электрички – Сергей ехал на работу и слушал на радио «КП» передачу о нашем горе-путешествии, – писал в своих «путевых заметках» Владимир. – И всё чудесно разрешилось: он позвонил знакомому железнодорожнику. Тот, хоть и служил в медвежьем углу за тысячу километров отсюда, позвонил второму, тот – третьему. В итоге пробегавшая мимо ничего не подозревающей станции электрическая колымага подхватила нас и с диким свистом унесла прочь.
Журналисты отмечают: власти обрекают на вымирание районы, где не ходят электрички.
- Без дешёвого транспорта городки пустеют, деревни исчезают, – уверены они. – И свою экспедицию мы согласны признать удачной только в одном случае – если правительство России снова свяжет русские регионы электричками, не допуская транспортного развала страны. Если эти разрывы исчезнут, тогда наша безумная затея удалась. А пока подождём радоваться.
Улан-Удэ путешественники назвали «скромным уютным малоэтажным городком», который скопил в себе массу рекордов. Они побывали на площади Советов, сфотографировались с памятником Ленину и посетили Иволгинский дацан. А ещё – поведали о высоких ценах на свет.
- Пять лет спецы сидят за калькуляторами – а разобраться не могут. Даже Владимира Путина, поручившего Бурятии снизить хотя бы до 2,32 рубля, здесь – даже написать такое страшно – проигнорировали. Отчаянные ребята эти бурятские чиновники! Впрочем, когда твои родственники руководят, к примеру, «Бурятэнерго», тут и чёрт не страшен, и Кремль нипочём, – констатировал Владимир Ворсобин.
Напомним, жителям Кабанского района, которые несколько лет назад с лёгкой руки властей лишились электрички «Выдрино – Мысовая», ежедневно приходилось сталкиваться с одними и теми же проблемами: переполненный транспорт, плохие дороги, отсутствие расписания движения и нехватка самих автобусов. Да и маршрутки, которые сельчанам предложили в качестве «альтернативы», их не устраивали. Казалось бы, решение о восстановлении поезда, которое чиновники приняли летом 2015 года – окончательное и обсуждению не подлежит,. Тем более что ему предшествовал митинг, в котором приняли участие несколько сотен человек. Да и глава Бурятии Вячеслав Наговицын пообещал журналистам, что министр транспорта Сергей Козлов «получит за то, что прошляпил». Однако в итоге электричку до Мысовой решили запустить после снижения тарифа.
О вокзалах, еде и отелях
Из Владивостока до Москвы журналисты летели уже на самолёте.
- Могли бы дольше, но земля вертелась нам навстречу, поэтому в обратную сторону лететь быстрее. Естественно, мы тратили деньги на питание. Тут невозможно вычислить определённую сумму, потому что запросы у всех разные. Но, например пирожок с картошкой/капустой/печенью стоит плюс-минус 27 рублей в кафешке на вокзале, а чай в среднем – 15 рублей. Из разнообразных бич-пакетов мы ели растворимое пюре. Если покромсать туда колбасы, выходит вполне сносный ужин!
Пюре, палка колбасы, сырок «Дружба», булка хлеба плюс чай или кофе – так выглядел стандартный ужин путешественников.
- Мы подсчитали – если выдерживать такой рацион (а это возможно, но с риском для желудка), то в день на еду может хватить 500 рублей на человека. Плюс вам нужно будет ещё и жить где-то. Чаще всего мы для этого дела использовали комнаты длительного отдыха на вокзалах маленьких городков. Примерная стоимость – 500-900 рублей в сутки. Комнаты отдыха тоже бывают разные. Есть холодные с кучей кроватей, где за 500 рублей можно снять койко-место. Но вот в Мариинске на вокзале есть одноместный номер, которому может позавидовать стандартный в отеле «Редиссон», – вспоминают столичные корреспонденты. – В Магдагачи мы жили в четырёхместных комнатах отдыха местного стадиона. Дуло из всех щелей, Гусейнов спал в шапке и термобелье. Пришлось немного согреться водкой.
Кстати, журналисты «Комсомольской правды» заехали в соседнее Забайкалье, которые сравнили с Зазеркальем, и побывали в столице Приангарья – «городе с хорошими странностями». Какое впечатление произвели на путешественников местные жители и достопримечательности, они подробно описали в своих путевых заметках.