Вопрос о снижении доплат к пенсиям экс-госслужащих поставили ребром в прошлом году. Инициатором выступил депутат Народного Хурала Михаил Гергенов. Четыре комитета из шести отклонили документ, один поддержал, но с условием, что будет создана специальная группа, которая займётся доработкой законопроекта. Её и в самом деле создали – на февральской сессии республиканского парламента. Однако для обсуждения вопроса народные избранники собрались лишь месяц спустя.
Мнения во время дискуссии звучали самые разные. Одни сокращение «золотых парашютов» одобрили, другие заявили: «урезать» выплаты тем, кто уже ушёл на заслуженный отдых, неэтично. А уже в ходе второго заседания рабочей группы законопроект решили вынести на апрельскую сессию.
«Работали день и ночь»
Обсуждение получилось достаточно бурным. Помимо действующих депутатов, по поводу сокращения «золотых» доплат на 40 % высказались и сами бывшие высокопоставленные чиновники.
- Мы эти надбавки не просили: это было принято на основании федерального закона и «спущено» в регионы. То, что наш бывший президент получает 270 тысяч – не с потолка «прилетело», – заявил бывший руководитель представительства МИД в Бурятии Владимир Иванов. – Мы по 20-30 лет отслужили в государственных и исполнительных органах. Чтобы стать «вип», надо ещё иметь мозги. Мы этого достигали, работали день и ночь. Вот говорят «сорок процентов», а откуда это? Кто может сказать? Почему не пятьдесят? Было ведь предложение урезать и на 30 процентов, и на 25. В Калининградской области был такой прецедент – лишили доплат, но Конституционный суд признал решение незаконным. Уважаемые депутаты, мы убедительно просим вас подождать решения Госдумы. Десять раз отмерить, один раз отрезать. Забрать проще всего.
«Элитные» пенсионеры даже заявили, что они готовы отстаивать свои интересы в суде.
- Нужно по-человечески отнестись к нашим ветеранам, которые отслужили по 30-40 лет, – добавил Иванов.
Однако в итоге большинство из присутствовавших на сессии депутатов поддержали сокращение «золотых парашютов». Поправки вступили в силу с 1 июня и действовали вплоть до 31 декабря 2016 года. Отметим, с января 2017-го выплаты возобновили.
Дойти до суда
Минувшей весной в ситуацию вмешались также активисты Общероссийского народного фронта. Они обратились в прокуратуру с просьбой проверить законность доплат бывшим чиновникам и депутатам. «Фронтовики» заявили: в 2015 году на «суперпенсии» в республиканском бюджете было заложено 266 миллионов рублей, а в 2016-м расходы возросли до 272,8 миллионов.
Общественники отмечали, что это создаёт нагрузку на и без того дефицитный республиканский бюджет и нарушает права обычных жителей республики.
Дискуссии вокруг VIP-пенсий активно велись и в соцсетях. интернет-пользователи распространяли некие «данные» о размерах ежемесячных доплат экс-чиновникам. Согласно им, самая большая пенсия у бывшего президента республики – около 250 тысяч рублей. У экс-председателя Народного Хурала её размер, по данным ОНФ, в два раза меньше – 116 тысяч.
Всего весной под 40%-ное «сокращение», по некоторым данным, попали порядка 170 вип-пенсионеров.
- По какому принципу их выбирали – непонятно, – рассказал накануне источник infpol.ru. – Себе-то депутаты зарплаты себе не урезали. Мы считаем, что всё это незаконно. Выдвигались аргументы, что сокращение позволит увеличить финансирование на питание ребятишек (льготников в школах – прим. ред.). Мы предлагали собрать нужную сумму, обращались к главе Бурятии и в Народный Хурал раз шесть.
Но ответа от властей «элитные» пенсионеры так и не дождались. Более того, по неподтверждённым данным, республиканские чиновники и народные избранники наотрез отказались вести с ними какие-либо переговоры.
В итоге спор вокруг «золотых» доплат переместился в зал Верховного суда. Экс-госслужащие решили вернуть те самые 40 %, которых они лишись в апреле. Иски к руководству Бурятии и Народному Хурала подали экс-заместитель председателя комитета Народного Хурала по экономической политике Анатолий Коренев, первый секретарь Баргузинского РК КПСС Лев Раднаев и бывший управделами Совмина Бурятской АССР Иван Суетин.
Во вторник, 10 января, суд рассмотрел одной из заявлений. Как рассказал infpol.ru представитель истцов Валерий Яковлев, заседание длилось около трёх часов. Следующее состоится 19 января.
- За одно заседание этот вопрос не решить. Но стороны озвучили свою позицию, всё прошло корректно, уважительно, – отметил он.
«Устроили политические игры»
Как выяснилось, в суд вип-пенсионеры решили обратиться вскоре после того, как Народный Хурал одобрил уменьшение доплат.
- Всё это время мы готовились, ждали, нас кормили обещаниями, – подчеркнул Валерий Яковлев.
В ближайшее время сокращение «золотых парашютов» намерены оспорить ещё три человека. Пока их имена не разглашаются. Представитель «элитных» пенсионеров уверен: решение Хурала сэкономить – не что иное как нарушение Конституции России и Бурятии и федерального закона, который предусматривает равные соцгарантии для всех бывших государственных и муниципальных служащих.
- Не понимаю, откуда взялся этот термин – «вип-пенсионеры»? Возможно, «вип» – это бывший президент Бурятии или председатель Народного Хурала. А остальные – обычные старики, – говорит Валерий Яковлев. – Они ни у кого ничего не просили: это же не с потолка взяли – государство так оценило их работу. А потом деньги просто отобрали. Покушаться на них никто не имеет права. Почему-то депутаты не ставят вопрос о том, чтобы уменьшить пенсии бывшим сотрудникам МВД, прокуратуры, других силовых структур, судьям. Почему Гергенов не предложил сократить расходы депутатов для работы на округе и на помощников? Большинство из них – родственники этих депутатов, от которых лично я большой пользы не вижу. Устроили какие-то политические игры.
Он заметил: доплаты – это, по сути, возмещение утраченного заработка, ведь, по закону, чиновники не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Им запрещено открывать счета за границей. Выезд за рубеж, кстати, тоже ограничен. Кроме того, госслужащие, по словам Яковлева, обязаны отчитываться не только о своих доходах, но и о доходах супругов и детей. А по достижении 60 лет они не могут продолжать трудовую деятельность – в отличие от других пенсионеров.
«Тяговую силу трогать нельзя»
Удастся ли отстоять элитным пенсионерам право на «золотые парашюты» – пока вопрос риторический. Баснословные доплаты интересуют надзорные органы ещё с 2009-го – именно тогда в Верховном суде Бурятии, а затем и России рассматривали дело о завышенных надбавках. Однако суды постановили – закон о VIP-пенсиях имеет право на существование и оставили его на усмотрение региона. Но при этом подчеркнули: исходить следует из возможностей субъекта и его дотационности.
Благодаря сокращению доплат республика в 2016 году сэкономила более 40 миллионов бюджетных средств. Кстати, на пресс-конференции в апреле зампредседателя республиканского парламента Владимир Павлов пояснил: на рядовых госслужащих действие нового закона не распространяется.
- Он касается бывших секретарей райкомов, обкомов, председателей райисполкомов, членов правительства – 44 человека, а также 29 депутатов Хурала, которые сейчас находятся на пенсии, – рассказал вице-спикер.
Остальные получают прибавки за выслугу лет.
- Доплаты у них небольшие – от 6 до 10 тысяч рублей, а у некоторых – и по 2, и по 4 тысячи. И когда производится индексация пенсий, на такую же сумму уменьшаются доплаты. Поэтому на заседаниях рабочей группы мы приняли решение, что эту категорию государственного управления, «тяговую силу», трогать нельзя. Тем более, суммы не такие большие, – подчеркнул Владимир Павлов.
«Никогда не получалось»
В очередном выпуске программы «Актуальная тема» на телеканале АТВ по поводу «золотых парашютов» высказался также депутат Народного Хурала III и IV созывов, лидер бурятского отделения партии «Рождённые в СССР» Игорь Бобков. Он рассказал, кто, собственно, имеет право на доплаты и сколько нужно отработать для этого на благо государства.
- В категорию вип-пенсионеров входят бывшие партийные функционеры, все госслужащие – и Счётная палата, и избирательная комиссия, всё правительство – бывшие министры, их заместители и так далее, – пояснил он. – Сегодня так называемых получателей доплат из республиканского бюджета свыше тысячи. Ежегодно на их содержание расходуется порядка 250-260 миллионов рублей. Кроме того, они получают ещё и свою федеральную пенсию. Такая структура была создана в далёкие 2000-е, чтобы обеспечить чиновникам безбедное существование в старости. Впервые наличие этого закона выявил я, когда был председателем комиссии по противодействию коррупции. Я пытался убрать эту строку расходов из республиканского бюджета с 2005 года, но никогда не получалось.