Общество
4113

Доцент БГУ о детских суицидах в Бурятии: «Такого не было даже в 90-е!»

Доктор педагогических наук Владимир Цыренов уверен, что трагедий можно было избежать

Фото: личный архив В. Цыренова

Последние десять лет Бурятия находится в десятке и даже пятерке лидеров регионов России по количеству детских и подростковых суицидов. В 2016 году рост самоубийств составил 70 процентов. В 2015 году 87 человек пытались свести счеты с жизнью, у 17 из них это удалось. В минувшем году зафиксирована 91 попытка, из них 29 оконченных суицидов. Это официальные данные прокуратуры республики. 

Четыре фактора

Последние дни 2016 года общественность потрясли три трагедии, которые произошли буквально одна за другой. Самоубийства совершили девочки-подростки в Прибайкальском, Тункинском и Северо-Байкальском районах.

Прокуратура отметила, что в республике нет единого учета попыток суицида среди несовершеннолетних. Количество психологов и социальных педагогов в школах вовсе снижается. Кроме того, выяснилось, что органы системы профилактики вообще не уделяли внимание Интернет-сайтам, где есть так называемые «группы смерти».

Эти и другие причины острой на сегодня проблемы изучил сотрудник лаборатории инновационных технологий в области защиты детства БГУ, доктор педагогических наук Владимир Цыренов.

- В 2015 году было существенное снижение показателя числа суицидов. Однако 2016-ый год показал вновь значительный рост. В чем же причина такого положения дел? Для этого необходимо выделить причинно-следственные связи. На данный момент однозначного ответа нельзя получить, ибо даже в научной среде до сих пор не сложилась однозначная позиция по этому вопросу, - говорит доцент.

Владимир Цыренов выделил причины социального, медицинского, психологического, педагогического, правового и этнокультурного характера. Он говорит о том, что дети и подростки сами по себе наиболее подвержены риску деструктивных форм поведения. Во многом их поведение обусловлено попыткой самоутвердиться в жизни и в обществе.

- Но почему именно в эти годы происходит всплеск суицидов среди детей и подростков? Ведь даже в тяжелейшие 90-ые годы не было такого! - задается вопросами он.  

Также на его взгляд положение осложняется воздействием новых факторов. Сейчас в условиях глобализации отношения ребенка и родителя существенно изменилась. И не все могут быстро адаптироваться к новым социальным реалиям.

- К таким особенностям можно отнести и эмоциональность реагирования на стресс, особенности менталитета и жизненной стратегии, предполагающей не только позитивное развитие жизни. А также нельзя игнорировать позицию некоторых медиков, которые утверждают, что значительное влияние на увеличение суицидов оказывают этиологические и патогенетические факторы. К примеру, плохое питание населения Бурятии, - отмечает Владимир Цыренов.

Четвертым фактором ученый назвал недостаточный уровень подготовки педагогов и психологов, работающих в школах. Они плохо замечают суицидальные проявления учеников, нет четкой системы взаимодействия.

- Этот перечень можно продолжать долго. Это лишь еще раз доказывает сложность и неоднозначность проблемы, с которой мы столкнулись. В связи с этим возникает естественный вопрос, что делать? Искать виновных - бесперспективный и ложный путь развития событий. Не думаю, что увеличение информации в СМИ улучшит грамотность общества в этом вопросе. Ведь существует разные точки зрения по поводу возможных способов реакций детей на информацию такого рода, - говорит доцент.

Обучать педагогов

Владимир Цыренов предлагает пересмотреть систему работы с родителями в школах. Подавляющее большинство суицидов связаны с отношениями детей и подростков со значимыми для них людьми – членами семьи, любимым человеком, сверстниками. Основное переживание, связанное с этим, – чувство отверженности, одиночества. Ребенок чувствует, что его среда становится психологически небезопасной, факторов-агрессоров становится все больше. А способы «противодействия» такой среде у детей, как правило, не сформированы.

- Психологическая поддержка, доброе участие помогли бы избежать трагедии. Необходимо организовать работу по дополнительной профессиональной подготовке педагогов и психологов к работе с конфликтами и кризисными состояниями. Причем важно научить их оказывать помощь в доступной и приемлемой форме. Важно понимать и то, что отсутствие внешних признаков депрессии у подростков не является основанием в отказе экстренной психологической помощи. Многие дети стресс переживают скрыто, часто он носит латентный характер, - говорит он.

Дополнительное образование должно стать альтернативой Интернету. Чем больше у детей и подростков будет социальных навыков и умений преодоления стресса, тем меньше будет риска для их жизни.

- Что касается педагогов и психологов школ, то им нужно научиться оперативно реагировать на современные вызовы. Наверное, не является непреодолимым препятствием приглашение узких специалистов в школу на собрания. К слову сказать, лишь незначительное количество самоубийств подростков происходит без предупреждения. Они открыто об этом заявляют. Так было и в недавнем случае в Турке, девочка неоднократно и открыто предупреждала о своих намерениях. Но почему-то за прошедшие годы у нас выработался иммунитет к такого рода угрозам со стороны детей. Очевидно и то, что большинство потенциальных суицидентов подросткового возраста не имели окончательного намерения умереть, это был в большей степени призыв о помощи, - считает Владимир Цыбикжапович.

Объективности ради он отмечает, что многие педагоги вынуждены нести нагрузку в 1,5 и более ставки. Массовое омоложение педагогических коллективов не становится реальностью. Как бы ни было печально признавать, но современные педагоги сами нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Следить за режимом дня

На собраниях в классах Владимир Цыренов предлагает организовывать обсуждение вопросов воспитания детей в семье.

- Я посещал школы и узнал, что абсолютное большинство родителей подтверждают отсутствие у детей режима дня. Они плохо осведомлены о том, сколько их ребенок сидит за компьютером, и чем вообще он там занимается, какие Интернет-ресурсы он посещает. Нельзя допускать, чтобы дети находили в виртуальном мире утешение, понимание, выход из трудной жизненной ситуации. Хотим мы того или нет – это одна из главных причин. Дети нуждаются в общении, они хотят, чтобы ими интересовались взрослые, их проблемы были услышаны. Ведь проблема в том, что Интернет – уже сложившаяся объективная реальность и с этим необходимо считаться. А научить детей пользоваться им в свое благо – задача взрослых, - уверен ученый.

Владимир Цыренов надеется, что на базе этой информации и других исследований будет разработана региональная программа профилактики суицидов. Проблема копилась годами, поэтому нет быстрого ее решения. Последние действия – лишь реакция на случившийся факт, а системность и превентивность работы отсутствует. В так называемых «группах смерти», школьников для подтверждения участия в «игре» просили сфотографировать руку с порезами. После трагедии в Турке, в Прибайкальском районе были зафиксированы еще 8 детей и подростков с такими «отметинами». Также известно, что ученики с подобными порезами есть в каждой школе Улан-Удэ.

- В наших силах предотвратить другие трагедии, услышать детей, помочь им. Но все институты государства должны работать синхронно и ответственно. В противном случае наша жизнь еще долго будет сопровождаться этими событиями. Будут вновь и вновь создаваться различные комиссии, проводиться совещания разных уровней по поводу новых печальных фактов, - заключает доктор педагогических наук.

Автор: Ирина Нимацыренова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях