Байкал
2622

Иркутский ученый: «Сотни кубокилометров почвы попадут в Байкал»

Профессор уверен, что из-за монгольских ГЭС священное озеро заполонят «биогенные элементы»

Фото: vk.com / личная страница М. Тимофеева

О последствиях, к которым может привести строительство монгольских гидроэлектростанций на Селенге и реках Эгийн-Гол и Орхон, напомнил директор научно-исследовательского центра биологии Иркутского государственного университета (ИГУ), доктор биологических наук Максим Тимофеев. На днях он принял участие в рабочем совещании, посвящённом влиянию планируемых к строительству объектов на экосистему самой Селенги и Байкала.

- Коллеги очень тщательно подошли к анализу среднесрочных и долгосрочных последствий изменения гидрологического режима вод и связанных с этим негативных сценариев. Однако они совершенно забыли оценить масштабы краткосрочных последствий, напрямую вызванных строительством и запуском указанных ГЭС, – приводятся слова учёного в официальной группе проекта «Спаси Байкал» в Facebook.

По словам Максима Тимофеева, формирование водохранилищ приведёт к затоплению огромных территорий. В итоге сотни кубокилометров почвы попадут в озеро.

- Весь почвенный покров, насыщенный органикой и биогенными элементами, прямиком поступит в Селенгу и далее – в Байкал. Известная по множественным эко-отчётам история с разрастанием водорослей в бухте Сеногда, вызванная всего лишь одним стоком трубы в Северобайкальске, будет лишь маленьким частным случаем – по сравнению с масштабом эвтрофикации, которую вызовут гигантские объёмы биогенов, поступившие за счёт смытых сотен кубокилометров почв. Этот эффект мы увидим почти мгновенно, – подчеркнул он.

Напомним, общественные слушания, посвящённые ГЭС, состоятся в Бурятии и Иркутской области этой весной: судьбу священного озера предстоит решить жителям двух прибайкальских регионов. СМИ – и республиканские, и федеральные – уже неоднократно сообщали, чем может обернуться реализация нашумевшего проекта.

Леса и монастыри под водой

Так, по мнению профессора, начальника российской части совместной российско-монгольской комплексной биологической экспедиции РАН и АНМ (СРМКБЭ) Петра Гунина, строительство гидроэлектростанций  может повлиять на усиление сейсмичности территории. По его словам, по долине Селенги проходит тектонический разлом, и ранее там уже наблюдались землетрясения – в 10 и 11 баллов. Кроме того, в зоне предполагаемого «затопления» находится около 300 тысяч га восстановленного леса. Это чрезвычайно сложный эксперимент, который был реализован в Монголии ещё в советское время. Теперь же зелёные насаждения могут оказаться под угрозой уничтожения.

- Вложенные средства и силы будут погублены, затопление леса, в свою очередь, пагубно отразится на экологии региона, – отмечал Пётр Гунин.

На территории будущих подтоплений находятся также посевные площади твёрдых сортов пшеницы. К чему приведёт их изъятие из хозяйственного оборота – неизвестно. А ещё там расположены памятники культуры периода Тюркского каганата и семь крупнейших буддийских монастырей.

Сейсмоопасная зона

О возможных рисках рассказывал и директор Бурятского регионального отделения по Байкалу, известный эколог Сергей Шапхаев.  

- Байкал, как известно, находится в Байкальской рифтовой зоне, которая продолжается до озера Хубсугул в Монголии. И все эти ГЭС попадают в эту сейсмоопасную зону. Сильные землетрясения, которые случаются время от времени, могут привести к разрушению плотин, и пойдёт динамическая волна прорыва. Есть предварительные расчёты. Это будет как цунами. Вал воды смоет все прибрежные населённые пункты на территориях Монголии и Бурятии и дойдёт до Улан-Удэ, – предупреждал в сентябре эколог. – Мы бы очень хотели, чтобы монголы сделали более точные расчёты за счёт денег Всемирного банка или китайцев. Естественно, ничего хорошего не будет, если такой вал воды «придёт» в Байкал. Такого ещё не случалось.

Пострадают, по его словам, не только люди, но и само озеро.  

- Ещё один негативный момент связан с тем, что любая плотина задерживает наносы. Как известно, Селенга всё-таки больше равнинная река. И довольно мутная. Эти наносы очень нужны дельте Селенги, потому что дельта – это биологический фильтр. Любое долговременное нарушение приведёт к тому, что она как биофильтр начнёт работать плохо. Это тоже будет большой урон для Байкала, вся биота окажется под ударом, – рассказывает Шапхаев. –  Ну и гидрологические циклы. В период заполнения ГЭС воды будет мало, а сейчас и так период маловодья. Все пастбища, сенокосы, люди, которые живут вдоль дельты – а в основном люди же ближе к воде жмутся – все они пострадают.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях