Первые спокойно отправляются в строй по призыву. Вторые успешно минуют армию по состоянию здоровья или иным веским причинам. Третьи идут на всё, чтобы предотвратить возможность службы. Вплоть до прямого нарушения закона – скрываются от военкомата, экстренно женятся и заводят детей, устраивают махинации с состоянием своего здоровья и даже отправляются в психдиспансер. Стоит ли всех мучений такой тернистый путь к мнимой свободе?
«Пришел и сказал: «Забирайте!»
Булат, 24 года, SMM-менеджер:
- Батя мне с детства говорил, что отслужить в армии должен каждый уважающий себя мужчина. Так что альтернативы у меня особо не было, как и страха перед армией. В 21 год я окончил университет и, не дожидаясь повестки, сам пошел в военный комиссариат. В медкомиссии были нарекания по здоровью: мол, недовес, можем отсрочку дать. Но я решил, что это не в моих интересах. Тем более заняться было нечем, хотел уже отслужить и на этом поставить точку. Вообще сейчас стараются не брать тех, у кого слабое здоровье. Потому что если вдруг что случится – будут проблемы. Никому «головняки» не нужны.
Служил я на границе в Забайкальском крае. Армия меня не пугала, кажется, все эти страшилки создают из ничего. Сейчас уже другое время – беспредела, как в 90-е, нет. В любом случае надо понимать, что армия - это не детский сад, и быть готовым к непростым условиям.
Думал служить по контракту. После полугода службы уже предлагали неплохой вариант. Зарплаты: рядовые – 40 тысяч, младший сержант – 50 тысяч. Плюс надбавки за секретность. Пара человек согласилась, но я решил, что все-таки это не мое. Но я рад, что сходил в армию, для формирования личности это полезно.
Сейчас стараются отправлять служить поближе к малой родине. Единицы едут в западную часть России. Сегодня в армии официально разрешено пользоваться телефонами. Но по правилам нашей части мобильные были под запретом. Конечно, офицеры знают, что солдаты пользуются телефонами, главное, не попадаться. Увидят – отберут. Есть только определенные время, дни, когда можно позвонить родным.
«Завернули» на медосмотре
Чингис Болотов, 44 года, директор команды КВН «Хара Морин»:
- В армии я не служил. По зрению оказался не годен, проблемы с рождения. Но к армии и ко всем военным отношусь с большим уважением. Я с детства занимался спортом и хотел даже поступить в высшее военное учебное заведение. С легкостью прошел все предварительные тесты, без напрягов сдал лучше всех бег на 3000 метров, подтягивание и стометровку. Но потом меня «завернули» в процессе медосмотра.
Балет и армия – вещи совместимые
Артем Плюснин, 25 лет, солист театра оперы и балета:
- Когда меня забрали в армию, мне было 19. Отучился в хореографическом училище, поступил во ВСГАКИ. Версия, что студентов не забирают, была ошибочной. Отсрочка была только до конца учебы, а потом добро пожаловать, как говорится. Так студентом второго курса я оказался в армии.
Артистам балета тяжелее восстанавливать форму после большого перерыва. Тело становится непластичным. Даже пропуск одного дня занятий уже сказывается на форме. Я пытался это объяснить в военкомате, но мне сказали: ничего, послужишь. Потом уже в части меня вызвал командир батальона с вопросом, как я к ним вообще попал. И определил меня в досуговый центр, где я танцевал на разных праздниках. Были даже конкурсы, на которых выигрывал.
Но в целом относились как ко всем, никаких поблажек. Самое тяжелое чисто психологически - постоянно находиться в большом мужском коллективе. Хотя мы были дружные. Если вести себя нормально, то все прекрасно. Однако сами понимаете, когда 150 парней живут вместе, всякое бывает.
Сослуживцы, узнав, что я артист, поначалу интересовались: правда ли, что мы в колготках танцуем. Пришлось объяснять, что колготки у девушек, у мужчин – трико. Прикалывались, конечно, но всё в рамках разумного. Мобильными пользоваться разрешали: выдавали их на выходные, потом забирали.
После армии я восстанавливался месяца полтора. Но значимые роли мне стали давать далеко не сразу. Но я рад, что отдал долг Родине. Что могу посоветовать новобранцам? Всегда думать, прежде чем что-то сделать, и слушать своих офицеров.
«Сейчас туда просто ломятся»
Намсарай Намсараев, ведущий, корреспондент ТК «Тивиком»:
- Конечно, я служил. Тогда было другое время, в армию далеко не всегда стремились. Сейчас, когда поддержка военнослужащих стала лучше, туда просто ломятся. Да-да, именно ломятся. И многих не берут. Некоторые пытаются даже дать взятку, чтобы приняли.
Дело в том, что без срочной службы или учебы в училище невозможно попасть в правоохранительные органы. Нет дороги на госслужбу, без армии там нужен серьезный блат. Вся система настроена на повышение боеспособности страны. И, конечно, человек, который присягнул, должен быть материально и социально защищен. Многие деревенские парни идут в армию, так как понимают, что через три месяца могут подписать первый контракт. Минимальная зарплата 30 тысяч, питание и форма будут тебе обеспечены. Служишь с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00, минус обеденные два часа (если не в наряде). Еще и жильем обеспечат. Если холост - кубрик на троих, если женат - военная ипотека по накопительно-ипотечной системе. В отпуск на месяц можно бесплатно по всей России ездить. Где на гражданке такие условия?
«Дедовщина помогла»
Лаванда Вишневская (Олег Пакулов), травести-дива из Бурятии (сейчас живет в Москве):
- Помню, это было с 1988 по 1990 год. ЗабВО, Даурия, ракетные войска. Я был старший топогеодезист-оператор. В мои обязанности входило определить точку пуска ракеты. Представляете, как это важно?!
Почему решил пойти служить? Ну а как? Я с 18 лет начал летать бортпроводником. А если ты к армии не годен, то и в летно-подъемный состав тебя не возьмут. Поэтому из-за любимой работы пришлось идти.
Сначала меня армия пугала. Сами понимаете, из-за моих вот женских штучек. Мне же хотелось быть женщиной, а я в теле мужчины. Но я не жалею, армия дала мне многое: дисциплину, умение правильно вести себя в обществе. Не могу про армию вспомнить чего-то плохого. Где-то, конечно, была дедовщина и прочее, но это не повредило, это даже помогло.
Я советую всем парням не бояться армии, идти смело. Там из лентяя сделают человека более активного. Если мы не будем защищать Родину, то кто? Придут какие-то мерзкие солдаты из другой страны и будут преследовать свои цели, а мы будем нужны им только как расходный материал. Поэтому страх отставить и вперед! Уж годик-то можно побыть без маминой юбки.
«После 26 лет меня никто не искал»
Леонид, 33 года, безработный:
- Я в армию не ходил. Родители в свое время так настроили, что делать там нечего, и так уж получилось, что как будто я «откосил». Сначала уехал учиться в Москву. Там меня никто не искал, повестки не приходили. Когда получил высшее образование, мне было уже 24. Еще два года я проучился в аспирантуре в Бурятском научном центре. В том числе решил туда пойти, чтобы не забрали в армию. Ну а после 26 лет меня никто даже и не искал. Когда трудоустроился, попросил, чтобы кадровый отдел меня нигде не «светил». А в 27 лет спокойно получил военный билет.
«Мужская» статистика Бурятии*
- ~ 467 тысяч мужчин живет в республике (47,6%);
- на 1000 мужчин 1099 женщин;
- мальчиков всегда рождается больше, но преобладание численности женщин отмечается уже с 28 лет; а в категории «пожилые» мужчин в 2,5 раза меньше;
- ~ 295 тысяч мужчин в трудоспособном возрасте (63,1%);
- средний возраст мужчин республики - 33 года, женщин – 37,6 лет;
- 5649 мужчин женились в 2016 году, 3575 развелись;
- 21 тысяча мужчин в прошлом году уехала из Бурятии;
- ~ 3 тысячи безработных мужчин в республике на конец 2016 года.
*По данным Бурятстата.