Прошло уже больше месяца с тех пор, как экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын объявил о своей отставке. Его преемником стал бывший заместитель министра транспорта России Алексей Цыденов – соответствующий указ подписал президент страны Владимир Путин. Руководить республикой он будет вплоть до сентябрьских выборов.
Сегодня некоторые политологи характеризуют «временного» главу как «молодого технократа», другие – как «кота в мешке» и предрекают ему сложные отношения с местной элитой. Однако ни у кого уже нет сомнений, что именно он станет фаворитом предвыборной гонки. На минувшей неделе специалисты фонда «Петербургская политика» подвели первые итоги работы Алексея Цыденова и остальных «ставленников» Путина и даже вывели некие общие тенденции. О своём назначении и ближайших планах сам врио рассказал в интервью «Ъ».
«Все достаточно подготовленные и профессиональные»
Цыденов признался: предложение возглавить Бурятию было для него несколько неожиданным.
- Я с 2010 года состою в президентском кадровом резерве и за это время прошёл серьёзную школу подготовки в Академии госслужбы (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте России – прим. «Ъ»). Была и стажировка за границей, потом учился на курсах в университете Сбербанка. Видимо, результаты экзаменов и тестов показали, что я готов руководить регионом. На то, чтобы согласиться или отказаться, мне дали буквально несколько дней. Но окончательного решения я до самого последнего момента не знал, – отметил он.
Отвечая на вопрос о конфликте своего предшественника с местными элитами, врио главы заметил, что Вячеслав Наговицын многое сделал для республики.
- Здесь нет такой чёткой сепарации, чтобы были группы остро ненавидящих или горячо любящих. Хорошее всегда быстро забывается. Мало кто вспоминает, что полгода назад что-то построилось, что-то открылось. Негативное имеет свойство не только не забываться, но и накапливаться. Восемь лет назад что-то не так сделал, семь лет назад. И за десять лет груз того, что было сделано не так, становится достаточно большим. А на виду – только глава региона, – подчеркнул Алексей Цыденов.
Кардинально «обновлять» состав республиканского правительства он не намерен.
- У всей команды есть карт-бланш. Все достаточно подготовленные и профессиональные и, думаю, смогут переориентироваться под мои требования. Думаю, что с большей частью команды мы и дальше пойдём, – рассказал врио главы.
Цыденов не исключает, что на вакантные должности будет набирать управленцев из Москвы. Однако подчеркнул, что уговаривать никого не собирается.
- Если человека надо уговаривать, он сюда приедет как на одолжение. А люди, которые своим приездом делают мне одолжение, тут точно не нужны. Лучше тот, кто бежит не быстро, но изо всех сил, чем тот, кто умеет бежать быстро, но идёт пешком, – заявил врио главы. – Надо показывать конкретные дела. Полгода (до выборов – прим. ред.) – это и мало и много. За это время можно достаточно много сделать. И такие дела, которые уже за полгода дадут результат, и те, итог которых будет в перспективе. Важно показать, что сентябрём жизнь не заканчивается.
По его мнению, оценивать его работу должны жители Бурятии.
- Я буду работать, а дадут оценку люди, – отметил Алексей Цыденов. – И ведь сентябрь – это не точка. Сейчас наскакать, наработать, наизображать чего-то там – сентябрь прошёл, а в октябре сдуться?
Напоследок он рассказал о решении вступить в «Единую Россию», которое принял ещё в 2010 году – во время работы в аппарате правительства страны.
- Причина может показаться забавной, но это правда. Это был период, когда партию власти было очень модно просто шельмовать. Тогда моё решение даже в принципе не могло положительно сказаться на моей карьере. Аппаратная работа не политическая, и состоишь ты в партии или нет – абсолютно всё равно, – отметил «временный» глава. – Каких-то амбициозных политических планов на будущее я тоже не строил, поэтому вступление в партию было моим гражданским актом, что ли. Я сделал это тихо, без огласки. Понимал, что устойчивость власти и взвешенность, осознанность в принятии решений очень важны. Ресурсы как одеяло: потянул влево – оголилось справа. Оно может только порваться посередине. Вступил в партию, чтобы власть была стабильной и разумной, а не популистской и крикливой.
Напомним, на недавней сессии депутаты Народного Хурала даже дали Алексею Цыденову карт-бланш на назначение и увольнение членов правительства, внеся соответствующие изменения в Конституцию Бурятии. Кадровые перестановки врио главы отныне может не согласовывать с парламентариями. Нововведения будут действовать вплоть до сентябрьских выборов. После того, как они завершатся, состав кабмина будет формироваться как обычно и проходить процедуру согласования в Хурале Бурятии.
Теперь, когда Алексею Цыденову «развязали руки», многие жители республики и представители элиты ждут от него жёстких кадровых решений. Пока он, как уже сообщал infpol.ru, не привёз в Бурятию никого из своей команды. В связи с этим площадь Советов «перебирает» несколько моделей, по которым может происходить смена правительства. Принципиально все они сводятся к двум основным вариантам – «преемническому» и «варяжскому». Министры, понятно, мечтают о преемнической модели, Цыденов, скорее всего – об эффективных «варягах». Некоторые народные избранники, например, Баир Доржиев, Вячеслав Ирильдеев, Игорь Зубарев, могли бы стать эффективными министрами. А в кулуарах давно говорят о том, что депутат Бато Семёнов займёт место первого зампреда Иннокентия Егорова.