Музей природы Бурятии прекратил свою работу в минувшую пятницу. С 2002 года здание, в котором он расположен, проверяли на безопасность несколько раз. Последний – в декабре 2016-го. Тогда-то специалисты и установили, что три балки на крыше находятся в аварийном состоянии. А это значит, что двухэтажное каменное строение может частично обрушиться в любой момент. Потому и было принято решение закрыть музей для посетителей.
- Он будет действовать в режиме фондовой работы, то есть экспонаты, которые являются собственностью Российской Федерации, останутся здесь, – рассказал журналистам на пресс-подходе глава Минкульта Тимур Цыбиков.
Минкульт собирается поменять формат работы и организовывать выездные выставки в школах, детских садах и районах республики. Министр заверил: несмотря на некоторые трудности, увольнение сотрудникам не грозит: все 18 человек останутся на своих местах.
Фермы «укрепят» к октябрю. В самом здании планируется провести реставрацию. На эти цели потребуется порядка 300-400 миллионов рублей. Затем туда переедет расположенный по соседству театр кукол «Ульгэр». Для музея придётся подыскать новое место.
- В соответствии с современными строительными нормами и требованиями, многие из которых связаны с доступной средой, два учреждения культуры разместить в одном здании будет невозможно, – пояснил Тимур Цыбиков.
«Куклам теперь места нет?»
Эта ситуация встревожила специалистов из Бурятии. Так, известный эколог и председатель БРО «Яблоко» Наталья Тумуреева обратилась к властям республики с требованием сохранить музей.
- Казалось бы, руководство страны наконец-то всерьёз повернулось в сторону экологии. Но это впечатление обманчиво. Особенно это заметно на республиканском уровне. В Год экологии закрывают единственный региональный музей природы на территории Сибири и Дальнего Востока, который работает с 1983 года. Его главная миссия – экологическое просвещение. В условиях, когда у нас нет федерального закона об экологическом образовании и просвещении, музей проводит огромную работу по экологическому просвещению населения и воспитанию подрастающего поколения, – говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте партии. – Наиболее ценную часть коллекционного собрания представляют натуральные образцы естественной истории, собранные в природе, а также фото, документы, характеризующие биоразнообразие Байкальского региона.
Наталья Тумуреева согласилась, что здание пришло в негодное состояние и требует ремонта.
- Но совершенно непонятно заявление министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова о том, что музей туда не вернётся – то есть его дальнейшая судьба неизвестна: будет он совсем закрыт или будет ютиться где-то на окраине города, – подчеркнула эколог.
Она заявила о недопустимости закрытия учреждения и потребовала от министерства культуры Бурятии и лично от врио главы республики Алексея Цыденова решить вопрос о возврате музея природы после ремонта «на свой законный адрес» на улице Ленина, 46.
Наталья Тумуреева также направила письмо-обращение на имя самого Алексея Цыденова. Коллеги её поддержали.
- Вот о чём нужно говорить и поднимать волну! Мы потеряем музей и уникальные экспонаты, если не примем меры, – отметил директор ФГБУ «Заповедное Подлеморье» Михаил Овдин.
Высказались по этому поводу и пользователи соцсетей.
- Поддерживаю! Это произвол властей. Нельзя так с гигантским музеем, с тысячами уникальных экспонатов. Хочется услышать внятный ответ от Минкульта о дальнейшей судьбе музея, – написала в комментариях жительница Бурятии Инга Шорникова.
Эколог Эдуард Батоцыренов посвятил ситуации, сложившейся вокруг музея, отдельный пост в своём «Живом журнале».
- У меня вопрос: что, куклам теперь места нет? И это в Год экологии и особо охраняемых природных территорий. Министр культуры опять показал свою истинное лицо. Ему невдомёк, что музеи создаются не только для выполнения «спускаемых» им показателей посещаемости и зарабатывания денег. Ну не могут провинциальные музеи наполнять бюджет, не для этого они созданы. Он и три года назад хотел закрыть (пусть это переезд в Улан-Удэ – сути не меняет) Кяхтинский краеведческий музей, но общественность отстояла, – рассказал Эдуард Батоцыренов. – Поговаривают, что опять идут разговоры о его закрытии. Неужели и второй музей, переживший две революции, Гражданскую войну, послевоенное лихолетье и ВОВ, не переживёт нашего «дорогого» министра?
А известный эколог, геолог, председатель комиссии Общественной палаты и Бурятии по экологии, природным ресурсам и землепользованию Евгений Кислов и вовсе заявил, что главе Минкульта нужно покинуть свой пост.
- Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков должен уйти в отставку за закрытие музея природы Бурятии в Год экологии, – написал он на своей страничке в Facebook.