С недавнего времени региональные власти рапортовали, что в Бурятии стартовал всероссийский проект по безопасным и качественным дорогам. Если в двух словах, то федеральный центр выделяет миллиарды рублей на автомагистрали в Улан-Удэ и его пригороде. Что же на самом деле кроется под торжественными речами о том, что в столицу в кои-то веки придут большие деньги на ремонт дорог
Получили деньги
На недавнем брифинге и.о. министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Сергей Козлов вполне буднично доложил о том, что Бурятия получит дополнительные 625 млн рублей на строительство и ремонт дорог Улан-Удэнской агломерации.
Под агломерацией стоит понимать целую вереницу райцентров во главе со столицей. В нее входят: поселок Иволгинск (Иволгинский район), село Тарбагатай (Тарбагатайский район), поселок Заиграево (Заиграевский район) и село Турунтаево (Прибайкальский район).
И.о. министра объяснил, почему в федеральную программу попали именно эти населенные пункты.
- Есть соответствующая программа, Федерация включила в нее 34 субъекта и 37 агломераций. Основное условие для включения агломерации: в ней должно проживать свыше 500 тысяч человек, - сказал Козлов.
Также учитывался такой показатель, как суточная миграция. Под ней стоит понимать следующее: какое количество людей в сутки перемещается по дорогам общего пользования. По данным Минтранса, наибольшая суточная миграция наблюдается, как и ожидалось, в Улан-Удэ и его окрестностях (в радиусе примерно 60 км).
- Люди едут с работы и на работу в столицу либо из нее, мы основывались на том, чтобы сделать эти перемещения населения максимально комфортными, - отметил Козлов.
По условиям программы в перечень автомобильных дорог агломерации необходимо включать только основные центральные и магистральные улицы, где наблюдается относительно высокая интенсивность движения автотранспорта. Дворы, проезды к дворам и подъезды к предприятиям в перечень не включаются.
В целом программа будет работать до 2025 года. В 2017 году выделяют 625 млн рублей из федерального бюджета и еще столько же на условиях софинансирования из консолидированного бюджета Бурятии. То есть всего на дороги агломерации будет выделено в 2017 году 1 млрд 250 млн рублей. Эта же сумма будет выделяться на дороги ежегодно ближайшие 8 лет. В итоге общий объем финансирования составит 11 млрд 250 млн рублей.
Спросили у людей
А как власти определили, какие дороги следует ремонтировать в первую очередь. Ответ прост – спросили у обычных жителей.
- Мы разместили критерии, паспорт программы на официальном сайте органа исполнительной власти. И попросили жителей сформировать эту программу, то есть указать, какие дороги, по мнению жителей, нуждаются в первоочередном внимании, - сказал и.о. министра.
Уже поступило 1320 предложений от рядовых граждан, все они обрабатываются и учитываются при формировании программы до 2025 года. Основные объекты, по которым поступило больше всего заявок, включены в программу на этот год. Сюда в том числе попала многострадальная дорога в сотые квартала, въезд со стороны Вахмистрово, въезд со стороны поселка Почтовый, дорога в микрорайон Восточный и т.д.
- В программу входят не только ремонт проезжих частей, но и обустройство в виде тротуаров, пешеходных переходов, ограждений, светофоров и т.д. – отметил Сергей Козлов. – Также предусмотрено финансирование дорог в поселках Иволгинск, Заиграево, Турунтаево.
Кстати, жители могут и дальше вносить свои предложения по дорожным объектам.
- Программу предварительно согласовали с Росавтодором. Почему предварительно, потому что ориентировочно 14 апреля будут общественные слушания, и до 1 мая мы можем вносить коррективы по тем или иным объектам на последующие годы. Программа может меняться, все будет зависеть он нашей работы, от предложений населения, - сказал и.о. министра.
Для чего
Проект «Безопасные и качественные дороги» преследует две цели. Первая – привести дороги в надлежащее, согласно принятым нормативам, состояние. К 2018 году протяженность «нормативных дорог» должна составить 50% общей протяженности, а к 2025 году - уже 85%.
- Еще одна цель - снижение мест концентрации ДТП. Есть методика, по которой определяются места с повышенным количеством происшествий. Согласно данным ГИБДД, в агломерации наблюдается 17 таких мест. 13 из них мы ликвидируем уже в этом году, - подчеркнул и.о. руководителя Минтранса.
Что кроется под всеми цифрами
А теперь попробуем проанализировать доклад Министерства транспорта. Как и все подобные отчеты, он достаточно сух и наполнен выкладками и цифрами. Из него ясны две вещи: Бурятия «выбила» из федерального центра дополнительное финансирование и эти деньги пойдут на ремонт проблемных дорог Улан-Удэ и окрестностей. К слову, с этими дорогами региональные власти не могли «справиться» вот уже несколько лет. Что вдруг изменилось? Почему для многолетних проблем нашлись простые и логичные пути решения в довольно сжатые сроки?
Вывод напрашивается один – пришел новый человек. Речь, конечно же, идет об и.о. главы Алексее Цыденове.
А теперь по пунктам.
- Изменился подход к решению проблемы. Он стал комплексным. Власти не стали своим умом решать, как и что нужно делать, а обратились к обычным людям. Для этого разместили на сайте правительства Бурятии программу по дорогам и стали принимать и обрабатывать предложения от обычных людей. В итоге ремонтировать будут те участки дорог, которыми активно пользуются люди и которые действительно нуждаются в ремонте. А не те, которые могли бы быть удобны муниципалитетам или дорожникам. Такой подход показал, что он работает и будет применен, не сомневайтесь, и в других проектах. Как рассказали в Минтрансе, идея о формировании перечня дорог с привлечением населения исходила «сверху», то есть от самого Цыденова.
- Получили деньги. Проблема с дорогами нарисовалась, теперь нужны деньги для реализации проекта-решения. Здесь мы уже обратились к информации закрытых источников в аппарате нового руководителя региона. Как пояснили лица, близкие к работе над финансированием проекта, изначально была одна большая и неприятная загвоздка. Федеральный Минтранс вообще не учитывал Бурятию в проекте «Безопасные и качественные дороги». Только после личного вмешательства Цыденова ведомство все-таки включило Улан-Удэнскую агломерацию в приоритетный проект и выделило те самые 625 млн.
Теперь осталось лишь реализовывать эти проекты. Энтузиазм возможного нового главы Бурятии Алексея Цыденова впечатляет. За два месяца пребывания у руля республики он взял на контроль решение самых острых местных проблем. Вспомнить хотя бы его вояж в северные районы республики и принятие первостепенных решений по поводу переселения бамовцев. Теперь вот проблемные дороги.
И нельзя сказать, что Цыденову все эти разрешения старых проблем даются легко. Как рассказал источник, близкий к работе над этими проектами, есть мнение, что инициативность Цыденова за несколько лет набила оскомину в аппарате правительства России и его отправили в «сибирскую глушь», чтобы отдохнуть от его постоянных проектов и идей. Однако это обернулось благом для Бурятии, и его активность только усилилась, теперь он может работать не только по «железнодорожной тематике», но и по всем отраслям и сферам жизни региона.
И если вернуться к теме статьи по дорогам, то, как нам стало известно, изначально денег давать категорически не хотели. Но конструктивные предложения Цыденова поддержал президент Путин, и вопросы финансирования решились в «самые короткие сроки».