«Собачий» вопрос уже давно стал для жителей республики наболевшим. Время от времени эта тема «всплывает» в соцсетях, а СМИ сообщают то о нападении четвероногих на людей, то об издевательствах над бездомными животными и их массовом истреблении.
Напомним, с января прошлого года «охоту» на уличных собак в Бурятии возложили на органы местной власти. Такое решение депутаты приняли на одной из сессий Народного Хурала. При этом муниципалитетам пообещали финансовое сопровождение. Каждый район предоставляет в управление ветеринарии данные о количестве безнадзорных животных, а затем получает средства из республиканского бюджета и объявляет торги.
Стерилизация как альтернатива усыплению
План мероприятий по работе с бродячими собаками включает несколько этапов – собственно, отлов, транспортировку и регистрацию. Затем специалисты в области ветеринарии должны провести общий клинический осмотр. По его результатам составляется заключение о состоянии здоровья четвероногих. Потерявшихся питомцев возвращают владельцам. «Одичавших», которые, по мнению ветеринаров, «проявляют агрессию», усыпляют через три дня. Такая же печальная участь ждёт животных, которые спустя неделю после переезда в пункт передержки так и не обретут хозяина. Шансов выжить у них фактически нет.
Активисты неоднократно обращали внимание на способы борьбы с беспризорными собаками. В то время как чиновники предлагают отлавливать и умертвлять их, чтобы обезопасить население, зоозащитники и часть жителей республики выступают за более гуманные методы, например, стерилизацию. Однако власти твердят, что на последнее в бюджете нет средств, да и в целом к этой идее относятся скептически.
В последний раз вопрос стерилизации поднимался в апреле 2016 года – на встрече зоозащитников с властями и представителями Общероссийского народного фронта, однако всё так и осталось на уровне обсуждения. На отлов же из бюджета ежегодно продолжают выделять средства – и немалые.
Шкурный интерес
Так, в январе на «зачистку» улиц от четвероногих только в Улан-Удэ направили почти 12 миллионов рублей. К маю потратили 70 процентов этой суммы. Чиновники подсчитали, что оставшихся денег хватит до осени, а потом придётся вновь просить помощи у республики. По сути, повторятся прошлогодняя ситуация, когда на отлов собак бурятская столица получила семь с половиной миллионов, но уже в феврале стало известно, что этих средств хватит лишь на шесть месяцев.
В начале декабря на поимку животных дополнительно выделили 670 тысяч рублей, а затем – ещё около миллиона трёхсот тысяч. Чтобы «обезвредить» несколько сотен собак, комбинату по благоустройству отвели … неделю. И тут в ситуацию решили вмешаться активисты.
- За шесть календарных дней отловить 705 собак физически нереально! Поэтому держите своих животных дома, не отпускайте со двора! Когда на кону деньги – а это 1,3 миллиона рублей – они пойдут на всё, – написала в соцсетях представитель инициативной группы по защите животных Татьяна Никифорова. – С бездомными собаками будут ловить и домашних! Нам представился очень редкий шанс – провести проверку исполнения контракта комбинатом по благоустройству. Есть огромная возможность внести его в список недобросовестных исполнителей.
Проверку чиновники провалили. В первый день рейда активистам пришлось несколько часов провести на морозе: в назначенное время автомобили из гаража комбината по благоустройству не выходили. Потом история повторилась.
- А на четвёртый день нам сказали, что всё закончилось и что от исполнения двух контрактов комбинат отказывается. Машины мы увидели в гараже только 29 декабря, – рассказала infpol.ru Татьяна Никифорова.
Согласно акту проверки (имеется в распоряжении редакции), внешний вид автомобилей не соответствовал требованиям техзадания – опознавательные знаки на них отсутствовали, а у ловцов не было удостоверения на право проведения отлова. Никакой документации по обращению с собаками зоозащитникам не предоставили. Они пришли к выводу: животных умертвили без осмотра и выявления причины для усыпления, а бюджетные средства использовались не по назначению.
«Это оранжевая технология»
В январе эта ситуация обсуждалась в мэрии. Чиновники заявили: зоозащитники намеренно мешают властям бороться с бродячими животными. По их мнению, в декабре работа комбината по благоустройству была сорвана – активисты якобы перекрывали дороги и разгоняли собак, чтобы они не попались в сети. В итоге освоить все выделенные деньги так и не удалось.
- Вмешательство в процедуру отлова некоторых так называемых зоозащитников, которые действуют против интересов жителей города, не позволило подрядчику надлежаще исполнить муниципальный контракт, – отметил в своём выступлении председатель комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ Константин Мошковский. – В частности, они перегораживали дорогу автомобилями.
Директор КБУ Андрей Матрохин напомнил, что общественники взяли поимку собак под контроль.
- Порядка 15-20 единиц техники стояло у нас на Октябрьской, 50. Блокировали выезд, пытались ворваться на территорию комбината – под предлогом, что это общественный контроль, – сообщил он мэру Александру Голкову.
Градоначальник поинтересовался, на каком основании активисты «вмешиваются в работу властей», на что Константин Мошковский заявил: «Нам кажется, что здесь больше политика вмешивается, чем какая-то забота о животных».
Возмутила «подрывная деятельность» зоозащитников и заместителя мэра Алексея Хандархаева. Сам же Александр Голков заявил, что активисты, словно на каком-нибудь майдане, используют методы оранжевой революции.
- Есть такая технология, вы все знаете, особенно те, кто проходил избирательные процессы. Она называется «ступор». Это оранжевая технология – когда начинают парализовать деятельность органов власти, – отметил он.
Мэр даже поручил подготовить обращения в прокуратуру и МВД – чтобы действиям общественников дали «правовую оценку».
Всего же за четыре последних года на поимку бездомных животных потратили ни много ни мало 50 миллионов рублей. А результата как не было, так и нет – бродячие собаки продолжают стаями разгуливать по городским улицам.
Полгода на передержку
Однако в ближайшее время система отлова беспризорных животных в Улан-Удэ, да и во всей республике кардинально изменится. Общественники решили оспорить приказ республиканского управления ветеринарии, согласно которому бездомные животные должны находиться в пункте передержки от 3 до 7 дней, а также постановление правительства Бурятии, разрешающее их усыпление спустя неделю после поимки – как противоречащие федеральному законодательству. Председатель правления региональной общественной организации «Зоозащитники Бурятии» Екатерина Баханова и сопредседатель Наталья Филиппова подали соответствующий иск в Верховный суд Бурятии ещё в январе.
Как рассказала infpol.ru Наталья Филиппова, последнее заседание состоялось в апреле. Заявление удовлетворили частично.
- Усыпление безнадзорных животных признали незаконным, но в отмене приказа отказали. Мы были вынуждены подать апелляционную жалобу в Верховный Суд России. Благодаря грамотным действиям наших адвокатов 5 июня иск удовлетворили в полном объёме. Суд постановил отменить приказ управления ветеринарии, – отметила она.
Теперь содержание бездомных собак должно осуществляться в соответствии со статьёй 231 Гражданского кодекса России. «Беспризорники» будут находиться в пункте передержки полгода. За это время им должны найти хозяев.
- Раньше собак, которых признают одичавшими, усыпляли через три-семь дней, многие погибали прямо во время отлова. В руки ловцов зачастую попадали и домашние животные, – подчеркнула сопредседатель РОО «Зоозащитники Бурятии». – Сегодня в российском законодательстве существует только одно основание для усыпления – заболевание бешенством, других нет. При подозрении на бешенство собаку сначала должны на десять дней поместить на карантин и только после подтверждения диагноза «уничтожить».
Отметим, два года назад в Бурятии появилось понятие «одичавшие» животные. Это особи, «проявляющие агрессию по отношению к человеку, не способные к адаптации, смене среды обитания и условий жизни», отмечается в постановлении правительства республики. В эту категорию «записали» всех четвероногих, которые «не откликаются на зов», «стараются вырваться из вольера» и «не принимают корм от человека».
Критерии, по которым специалист относит питомцев к «проявляющим агрессию» или же «способным адаптироваться к смене среды обитания и условий жизни», по мнению общественников, не ясны. Получается, любую воспитанную собаку, которая не возьмёт еду из чужих рук и не подойдёт к незнакомцу, можно назвать одичавшей и усыпить через три дня. Что, по сути, сегодня и происходит: 90 % отловленных животных, согласно условиям контракта, уничтожается по приговору ветеринаров.
Активисты по-прежнему уверены: властям Бурятии нужно взять на вооружение опыт Нижнего Новгорода, где беспризорных «шариков» стерилизуют, вакцинируют и потом отпускают в прежние места обитания – конечно, за исключением территорий школ и детских садов. Агрессивные животные остаются в приютах или же передаются в охранные агентства.
Кстати, исследования, проведённые в 2013-2016 годах на базе Научно-исследовательского ветеринарного института Нечернозёмной зоны России, а также Нижегородского госуниверситета имени Н. И. Лобачевского и общественной организации «Защита-НН», показали: такой метод, как эвтаназия, неэффективен и лишь способствует приросту популяции бродячих собак на 58 процентов. А вот благодаря стерилизации их численность в Нижнем Новгороде за три года сократилась на 36,6 %. Но, увы, практика показывает: чиновникам Бурятии невыгодно что-то менять – как и владельцам домашних животных. Последним проще выбросить потомство на улицу.