В начале июля в польском Кракове стартовала 41-ая сессия комитета всемирного наследия (далее – КВН) ЮНЕСКО. Его представители поддержали принятые ранее решения, которые касаются планов Монголии по строительству гидроэлектростанций в бассейне Селенги. Об этом сообщает сайт «Плотина. Нет!».
В принятой резолюции ЮНЕСКО настаивает на проведении совместной российско-монгольской трансграничной стратегической экологической оценки (СЭО) для любых проектов в области гидроэнергетики и использования водных ресурсов, которые могут оказать потенциальное воздействие на Байкал. Подчёркивается, что такая СЭО должна стать ориентиром для более детальных оценок воздействия на окружающую среду (ОВОС) любых гидротехнических сооружений. Речь идёт в том числе о ГЭС «Шурэн» на Селенге и водохранилище на её притоке – реке Орхон с водоотводным каналом в пустыню Гоби.
Руководитель международной экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов, находящийся на сессии в Кракове, напомнил: Монголии предписано не одобрять ни один из проектов селенгинских ГЭС до тех пор, пока их ОВОС и оценки кумулятивного (совокупного) воздействия не рассмотрят Центр всемирного наследия и Международный союз охраны природы.
- Теперь, перед тем как приступить к ОВОС, Монголия сначала должна провести стратегическую экологическую оценку, причём совместно с Россией – страной местонахождения Байкальского объекта всемирного наследия, который может испытать на себе все негативные последствия от строительства монгольских ГЭС в бассейне Селенги, – пояснил Евгений Симонов.
Координатор «Рек без границ» Александр Колотов отметил: все решения в отношении гидроэлектростанций, принятые на предшествующих сессиях КВН, остаются в силе, а сейчас их лишь дополняют.
- Поэтому, в частности, требования к ОВОС Эгийнгольской ГЭС также остаются неизменными: она должна включать в себя оценку потенциального воздействия не только на гидрологические, но и на экологические процессы и биоразнообразие Байкала, – сообщил Колотов.
Отчёт о выполнении своих рекомендаций ЮНЕСКО просит предоставить к 1 февраля 2018 года. Их рассмотрят уже на 42 сессии комитета всемирного наследия.
Нашли крайних
О намерениях построить собственные гидроэлектростанции наши южные соседи сообщили около четырёх лет назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух объектах – плотине на самой Селенге и водохранилище на Орхоне. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.
В 2013 году появился другой проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине не сообщила о нём России, но что строительство ГЭС (которая, к слову, считается одной из самых опасных) стартовало, в соседнем государстве не отрицали.
В мае 2016 года Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и водохранилища на Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной не поддержали этот проект из-за претензий со стороны России.
С просьбой вынести вопрос строительства гидроэлектростанций на широкое обсуждение к руководству Бурятии прошлым летом обратился лично глава МИД России Сергей Лавров. Изначально мероприятие планировали провести на территории республики и в соседнем Приангарье осенью. К обсуждению решили привлечь широкий круг жителей, общественников и экспертов. Мероприятие неоднократно переносилось по инициативе монгольской стороны.
То, что обсуждение всё же состоялось, федеральные СМИ поставили в заслугу лично президенту страны Владимиру Путину. Как сообщала интернет-газета «Lenta.ru», именно он летом 2016-го года в ходе встречи со своим монгольским коллегой поднял вопрос, как проектируемые ГЭС могут повлиять на Байкал, а до этого Монголия якобы вообще не планировала учитывать мнение соседей.
В MINIS пояснили, что главная цель этих общественных консультаций – узнать мнение населения и представителей российского правительства «для доработки технического задания на проведение исследований РЭО (региональная экологическая оценка – прим. ред.) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). В ходе публичных слушаний, которые прошли в районах Бурятии и в Улан-Удэ в марте, жители республики дружно выступили против строительства ГЭС. А представители монгольской делегации, в свою очередь, обвинили общественников республики в «промывании мозгов» населению.
Два года на изучение
В соседнем Приангарье обсуждение состоялось в мае. Иркутяне, как и население Бурятии, не поддержали возведение плотин на притоках Селенги. Консультации прошли и в самой Монголии. Они стартовали 28 июня и завершились 3 июля, в столице страны – Улан-Баторе, сообщает ИА «Regnum». В 22 встречах приняли участие жители районов, где планируется реализовывать проекты, представители неправительственных и научных организаций, а также учёные и эксперты.
- Мнения и предложения, собранные в ходе всех общественных слушаний, будут учтены в исследованиях по изучению потенциальных экологических и социальных последствий обоих проектов, – рассказал изданию директор департамента землепользования министерства окружающей среды и туризма Монголии Ш. Мягмар.
По его словам, для проведения полных исследований потребуется два года. В ходе консультации постоянный представитель Всемирного банка в Монголии Джеймс Андерсен отметил, что финансовая организация участвует в них в качестве наблюдателя и фактически открестился от её причастности к строительству ГЭС
- Хочу отметить, что Всемирный банк не финансирует строительство каких-либо сооружений – он финансирует расходы, необходимые для проведения исследований по изучению потенциальных экологических и социальных последствий проектов «Шурэнская ГЭС» и «Регулирование стока реки Орхон и строительство комплекса водохранилищ», – подчеркнул он.
Издание отмечает: Шурэнская гидроэлектростанция рассматривается правительством соседнего государства как дополнительный источник энергии. Проект включает в себя сооружение плотины и водохранилища на Селенге на территории Монголии. В случае его реализации власти рассчитывают обеспечить страну необходимой энергией, снизить уровень атмосферного загрязнения и ускорить экономическое развитие. Предлагаемые места сооружения объектов ГЭС расположены более чем в 150 километрах от границы с Россией и в 550 километрах от Байкала.
Напомним, в конце июня глава Селенгинского района Бурятии Вячеслав Цыбикжапов пожаловался на монголов в ЮНЕСКО. Он заявил, что в документах по слушаниям, посвящённым скандальным ГЭС, обнаружились нестыковки. Цыбикжапов также подчеркнул, что Монголия проигнорировала многочисленные просьбы населения и так и не представила для ознакомления ОВОС по третьему объекту – на реке Эгийн-Гол. По его словам, именно этот проект является отправной точкой для оценки совокупных последствий всех гидротехнических проектов в бассейне Селенги.
«Обещают внимательно относиться»
Между тем, Минприроды России продолжает совместную работу с представителями Монголии по строительству ГЭС. Об этом заявил глава ведомства Сергей Донской, отвечая на вопрос корреспондента ИА «Regnum» 21 июня.
- На каждой встрече мы обсуждаем этот вопрос и коллеги обещают внимательно относиться к нашей позиции, – рассказал он.
Впрочем, обсуждение строительства пока продолжается, отметил министр. В работе также принимает участие Всемирный банк.
- Он выступает как финансовая структура, которая должна этот проект поддержать. Надо отметить, что сейчас Всемирный банк занял более конструктивную позицию: он стал более внимательно относиться к предложениям Монголии, – сообщил Донской.