Байкал
12452

«Рай для мясоеда»: Известное федеральное СМИ рассказало о жизни в Бурятии

Московский журналист сравнил нашу республику с Германией

Фото: russianstock.ru

Статью, посвящённую «таёжной, озёрной  и степной» и её столице – Улан-Удэ – опубликовала 21 июля «Независимая газета». Автор материала – обозреватель региональной корреспондентской сети «НГ» – Владимир Разуваев отмечает: первое, что бросается в глаза после прилёта из пасмурной Москвы – это солнце.

- Распространенный эпитет «солнечная» по отношению к Бурятии – просто констатация факта: как-никак 300 дней в году почти что безоблачного неба. Дожди настолько редки, что, как рассказывают, воспринимаются местными с удивлением: люди не прячутся, а выходят на улицу и наслаждаются льющимися с неба потоками воды. Летняя жара вполне терпима. Единственный минус – «сгораешь» моментально, – рассказал он.

О дорогах и национальной кухне 

Коронное бурятское блюдо – буузы – журналист сравнил с пельменями.

- Буузы всегда были, есть и будут. Это самое ходовое блюдо местной кухни, оно тут повсюду – от рядовых забегаловок до престижных ресторанов. Бурятия – вообще рай для мясоеда: мясо едят на завтрак, обед и ужин. Говядину, баранину, свинину, оленину, конину – всё это перемежают с рыбой и овощами, а запивают чаем с молоком. Буряты жалуются, что такая каждодневная диета со временем начинает отрицательно сказываться на здоровье. Но зато это реально вкусно, – пишет Владимир Разуваев.

В остальном Бурятия, по его словам, очень переменчива.

- Покрытые лесами горные сопки неожиданно уступают место голым, простирающимся до горизонта полям. Не менее разнообразен и культурный ландшафт: это уже не Европа, но еще не «полноценная» Азия. На домах встречаются то по-восточному загнутые к небу крыши, то русские резные наличники, а вдоль дорог буддистские ступы чередуются с православными поклонными крестами, – говорится в статье. – Дороги, кстати, тоже контрастные: бывает, полчаса-час прыгаешь по ямам, зато потом выезжаешь на идеально ровную федеральную трассу.

О жителях Бурятии, праздниках и староверах

В своей публикации журналист «Независимой газеты» сравнивает нашу республику с Германией.

- На территории размером с Германию всего-то миллион человек. Половина живёт в Улан-Удэ. А буряты, хоть и титульная нация, но в количественном отношении уступают русским. Очень много метисов – потомков от смешанных браков, зачастую – с русскими именами и фамилиями, – отмечает  Владимир Разуваев. – Что буряты, что русские подчёркнуто толерантны и гостеприимны. О межнациональной и межрелигиозной дружбе здесь говорят с большой охотой и, очевидно, вполне искренне. Русские перенимают многие коренные традиции, в чём они шутя находят меркантильную подоплёку: праздники друзей-бурятов требуют от гостей очень большой щедрости, вот и приходится устраивать аналогичные гулянья, чтобы «отбить» за счёт ответных подарков хотя бы часть предыдущих затрат.

Верующие жители зачастую посещают как дацаны, так и церкви, заодно соблюдают и национальные религиозные обычаи – вплоть до обращения к шаманам. Впрочем, в этом они, наверное, мало отличаются от многих остальных россиян, пишет «Независимая газета». Даже некоторые народные предания очень схожи. Так, доводилось слышать легенду о том, как в разгар Битвы за Москву Сталин обратился за помощью к 12 самым авторитетным ламам, которых для решения ответственной задачи пришлось срочно собирать по лагерям. Это напоминает миф про судьбоносную встречу отца народов с Матроной Московской.

- Повсеместно распространена традиция бурханить, то есть делать подношения божествам – бурханам. Подарки могут быть самыми разными – крупы, сладости, сигареты, алкоголь, священные пёстрые ленты, которыми увешивают деревья – подчас так, что самих деревьев уже не видно. Проезжаешь мимо какой-нибудь почитаемой горы – будь добр, остановись и преподнеси местному духу дар, – рассказывает журналист. – Я видел, как на перевале Пыхта, ведущем к Байкалу, оставив автомобили на стоянке, идут бурханить суровые и молчаливые русские мужики в камуфляже – возможно, рыбаки или охотники.

Наиболее популярный способ бурханить – делать подношение алкоголем. В деталях этот обряд может различаться, но канва у большинства способов одинакова, поясняет автор публикации. В ёмкость со спиртным окунают безымянный палец левой руки (он считается самым чистым), а затем разбрызгивают крепкую жидкость по сторонам.

- Главное, как тут говорят – делать это с чистым сердцем и добрыми помыслами. Туристы в восторге и бурханят при каждом застолье, – подчёркивает московский журналист. – Как и во многих сибирских местах, здесь много потомков казаков и старообрядцев. Староверскими называют целые сёла. В них приезжих знакомят с бытом семейских. Но подлинных ревнителей дониконовского благочестия найти оказалось не так просто. Во всяком случае, в одном из таких сёл, где довелось побывать проездом и возникло желание купить мёд у стоящих на обочине торговок, о них никто не слыхал. И словно в качестве подтверждения продали не только отменный мёд, но и бутылку мягкого, сброженного на перге самогона.

Об Иволгинском дацане, Улан-Удэ и Байкале

В туристическом отношении Бурятия пока среди россиян не очень известна – тот же Байкал ассоциируется, скорее, с Иркутской областью, считает корреспондент «НГ». Но путешественников всё равно много, в том числе зарубежных. В основном это монголы: добираться близко, виз нет, почти один язык, можно выгодно закупиться из-за разницы валютных курсов. Но есть среди туристов и китайцы, и немецкие пенсионеры.

Всем, кто едет в Бурятию, федеральный журналист советует посетить центр Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан

- Сотни и тысячи паломников ежедневно совершают здесь ритуальный обход гороо, крутят по пути многочисленные священные барабаны хурдэ, заходят в храмы-дуганы, оставляют рис, деньги и другие разнообразные подношения на ступах. На одной я заметил даже православную иконку, – вспоминает Владимир Разуваев. – Но в основном сюда едут, чтобы побывать у нетленного тела почитаемого подвижника Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Старец сидит в алтаре главного храма монастыря в позе лотоса и, как уверяют местные, хоть и умер 90 лет назад, в каком-то смысле все ещё жив и даже потеет.

А памятник Ленину на площади Советов автор публикации назвал не иначе как «визитной карточкой» Улан-Удэ, вызывающей бурю эмоций у всех туристов.

- Своеобразие этой скульптуры в том, что она выполнена в форме гигантской головы. Необычному 40-тонному монументу, по рассказам, долго не могли найти пристанище. В Улан-Удэ его приняли как родного: в облике здешнего вождя пролетарской революции многим видятся бурятские черты. А при ночном освещении это ощущение усиливается многократно и вместо Ленина мерещится Чингисхан. Стоит добавить, что местный Ильич – гроза не столько буржуазии, сколько пернатых: птицы стараются облетать его стороной, игнорируя такой, казалось бы, шикарный аэродром. Боятся, но не Ленина, а незаметных иголок, которыми предусмотрительно утыкан его скульптурный портрет, – рассказывает корреспондент «НГ».

На Байкал, по его словам, летом лучше ехать в рабочие дни, поскольку на выходных вся прибрежная линия забита автомобилями, палатками и загорающими туристами.

- В будни можно без тесноты наслаждаться солнцем, прохладной водой, пейзажем «как на картинке» и знаменитым байкальским омулем. Ощущения – будто действительно на море, разве что ветер не солёный, – делится своими впечатлениями Владимир Разуваев. – Байкал действительно священный, поэтому бурханят здесь и по дороге сюда особенно активно. Рассказывают такую реальную историю. Как-то Владимир Путин вместе с учёными спустился на дно Байкала на батискафе. А спустя некоторое время в Бурятии произошло землетрясение. Вывод: видимо, члены экспедиции не бурханили и дух озера не простил бесцеремонного вторжения. Впрочем, подземные толчки – к счастью, не разрушительные – для этих мест не редкость. Так что это могло быть простое совпадение. Хотя кто его знает?

Отметим, в последнее время Байкал притягивает всё больше фотографов-путешественников со всего мира. Так, минувшей осенью в путешествие на электричках от российской столицы до Владивостока отправился фоторедактор телеканала «Дождь» Алексей Абанин. Побывал он и на священном озере. Чтобы увидеть «жемчужину Сибири»  собственными глазами, ему понадобилось 13 дней, 34 электрички и два поезда. Алексей преодолел пять тысяч километров. А добравшись до места, по его собственному признанию, «едва не умер от счастья». В начале ноября там отдохнули корреспонденты «Комсомольской правды» Виктор Гусейнов и Владимир Ворсобин. 

- Теперь понятна мечта о Байкале. Это мощь! Особенно он крут под Улан-Удэ, – признался Гусейнов. – «Спасибо ёлочка, спасибо, корешок!» – благодарил я природу, которая позволила мне забраться на небольшой обледеневший обрыв. По идее, я должен был проломить тонкий лёд, но он выдержал! Забрался наверх, выглянуло солнце, которого хватило ровно настолько, чтобы я успел сделать кадр. И я увидел всё как на ладони. Что природа – один большой живой организм, с Байкалом во главе. И с ней лучше дружить, а не мучить заводами…

А Владимир Ворсобин отметил, что почувствовал «что-то странное», оказавшись на побережье озера. Минувшей зимой Байкал посетила фотограф из Москвы Кристина Макеева и её «коллега по цеху» из Парижа Вутеара Кам, который назвал священное озеро одним из самых сильных впечатлений в своей жизни.

Автор: Наташа Саган

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях