Об этом министр иностранных дел заявил 11 августа на встрече с участниками Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме». У Минэнерго даже есть конкретный план, который российские власти готовы предложить соседнему государству.
- Мы убеждены, что решить проблемы энергоснабжения Монголии можно достаточно просто, не прибегая к строительству ГЭС на Селенге. Я не раз говорил об этом с министром иностранных дел Монголии, и на уровне руководства наших стран такие разговоры были, – цитирует Сергея Лаврова ТАСС. – Сейчас самое главное, чтобы эти возможности в практическом плане предоставили монгольской стороне. Естественно, мы будем защищать Байкал.
О намерениях построить собственные гидроэлектростанции наши южные соседи сообщили около четырёх лет назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух объектах – плотине на самой Селенге и водохранилище на Орхоне. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита. В 2013 году появился другой проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине не сообщила о нём России, но что строительство ГЭС (которая, к слову, считается одной из самых опасных) стартовало, в соседнем государстве не отрицали.
В мае 2016-го Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и водохранилища на Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной не поддержали этот проект из-за претензий со стороны России.
Дружно против
С просьбой вынести вопрос строительства гидроэлектростанций на широкое обсуждение к руководству Бурятии прошлым летом обратился лично министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Изначально мероприятие планировали провести на территории республики и в соседнем Приангарье осенью. К обсуждению решили привлечь широкий круг жителей, общественников и экспертов. Мероприятие неоднократно переносилось по инициативе монгольской стороны.
То, что обсуждение всё же состоялось, федеральные СМИ поставили в заслугу лично президенту страны Владимиру Путину. Как сообщала интернет-газета «Lenta.ru», именно он летом 2016-го года в ходе встречи со своим монгольским коллегой поднял вопрос, как проектируемые ГЭС могут повлиять на Байкал, а до этого Монголия якобы вообще не планировала учитывать мнение соседей.
В MINIS пояснили, что главная цель этих общественных консультаций – узнать мнение населения и представителей российского правительства «для доработки технического задания на проведение исследований РЭО (региональная экологическая оценка – прим. ред.) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). В ходе публичных слушаний, которые прошли в районах Бурятии и в Улан-Удэ в марте, жители республики дружно выступили против строительства ГЭС. А представители монгольской делегации, в свою очередь, обвинили общественников республики в «промывании мозгов» населению.
Идет торг
В соседнем Приангарье обсуждение состоялось в мае. Иркутяне, как и население Бурятии, не поддержали возведение плотин на притоках Селенги. Консультации прошли и в самой Монголии. Они стартовали 28 июня и завершились 3 июля, в столице страны – Улан-Баторе. В 22 встречах приняли участие жители районов, где планируется реализовывать проекты, представители неправительственных и научных организаций, а также учёные и эксперты.
- Мнения и предложения, собранные в ходе всех общественных слушаний, будут учтены в исследованиях по изучению потенциальных экологических и социальных последствий обоих проектов, – рассказал ИА «Regnum» директор департамента землепользования министерства окружающей среды и туризма Монголии Ш. Мягмар.
По его словам, для проведения полных исследований потребуется два года. В ходе 41-ой сессии комитета всемирного наследия (далее – КВН) ЮНЕСКО, которая прошла в июле в польском Кракове, учёные призвали Россию и Монголию к сотрудничеству по скандальным ГЭС. Представителям обеих стран предстоит вместе оценить воздействие плотин на Байкал.
Отметим, учёные из Бурятии ещё несколько лет назад намеревались предложить Монголии отказаться от строительства ГЭС и вырабатывать электроэнергию за счёт других источников. Сообщалось, что в Минэнерго готовятся альтернативные варианты. По словам известного эколога, руководителя «Бурятского регионального объединения по Байкалу» Сергея Шапхаева, российские энергетики заинтересованы в том, чтобы направлять излишки энергии ГЭС на Ангаре в Монголию. Для этого надо лишь модернизировать электросети.
- Фактически сейчас идёт торг. Монгольская сторона отыгрывает более выгодную позицию для альтернативного варианта. Уверен, местные жители скажут, что им это не нужно: у нас и так сейчас маловодье. Уровень воды в колодцах понижается, рыбы стало мало. Для банка мнение жителей очень важно. Но необходимы и результаты экологической оценки, – пояснил учёный.
Пойдёт ли на уступки Монголия – сказать сложно. По словам экологов, с осени 2014 года в стране заработала настоящая «пропагандистская машина» в поддержку возведения ГЭС, которые обеспечат энергонезависимость соседнего государства.
«Имеют право»
Учёные неоднократно рассказывали о рисках, которые несёт строительство ГЭС в Монголии. Так, по мнению профессора, начальника российской части совместной российско-монгольской комплексной биологической экспедиции РАН и АНМ (СРМКБЭ) Петра Гунина, возведение плотин может повлиять на усиление сейсмичности территории. По его словам, по долине Селенги проходит тектонический разлом, и ранее там уже наблюдались землетрясения – в 10 и 11 баллов. Кроме того, в зоне предполагаемого «затопления» находится около 300 тысяч гектаров восстановленного леса. Это чрезвычайно сложный эксперимент, который был реализован в Монголии ещё в советское время. Теперь же зелёные насаждения могут оказаться под угрозой уничтожения.
На территории будущих подтоплений также находятся посевные площади твёрдых сортов пшеницы. К чему приведёт их изъятие из хозяйственного оборота – неизвестно. А ещё там расположены памятники культуры периода Тюркского каганата и семь крупнейших буддийских монастырей.
О возможных рисках неоднократно рассказывал и эколог Сергей Шапхаев.
- Байкал, как известно, находится в Байкальской рифтовой зоне, которая продолжается до озера Хубсугул в Монголии. И все эти ГЭС попадают в эту сейсмоопасную зону. Сильные землетрясения, которые случаются время от времени, могут привести к разрушению плотин, и пойдёт динамическая волна прорыва. Есть предварительные расчёты. Это будет как цунами. Вал воды смоет все прибрежные населённые пункты на территориях Монголии и Бурятии и дойдёт до Улан-Удэ, – предупредил в сентябре эколог. – Мы бы очень хотели, чтобы монголы сделали более точные расчёты за счёт денег Всемирного банка или китайцев. Естественно, ничего хорошего не будет, если такой вал воды «придёт» в Байкал. Такого ещё не случалось.
Пострадают в этом случае не только люди, но и само озеро. По мнению директора научно-исследовательского центра биологии Иркутского государственного университета (ИГУ), доктора биологических наук Максима Тимофеева, формирование водохранилищ приведёт к затоплению огромных территорий. В итоге сотни кубокилометров почвы попадут в озеро.
Известный учёный, академик РАН и экс-сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов соглашается с коллегами, что возведение плотин, как и любое другое вмешательство со стороны человека, повлияет на окружающую среду. Однако он уверен: «монголы имеют полное право строить то, что считают целесообразным».
- Нужно решать вопрос экономическим путём, а не криками «зелёных». Я говорил об этом ещё десять лет назад, – рассказал Арнольд Тулохонов infpol.ru. – Если мы поссоримся с Монголией, это будет последняя страна, которая отвернётся от России.
По мнению учёного, в Монголию, помимо электроэнергии, нужно поставлять и «голубое топливо» – это позволит заодно решить проблему газификации Бурятии.