Минэкономразвития РФ выступило с инициативой досрочно закрыть федеральную целевую программу (далее – ФЦП) по охране Байкала, рассчитанную на 2012-2020 годы. Об этом говорится в докладе федерального ведомства, направленном в правительство. Копия документа есть в распоряжении «Известий».
Предложение Минэка настораживает экологов: без денег Россия не сможет выполнять свои международные обязательства по защите и сохранению озера. Впрочем, представители ведомства не исключают продления программы и даже увеличения объёмов её финансирования – при условии, что Минприроды России повысит качество управления ФЦП.
Абсурдная ситуация
Масштабный проект по охране Байкала запустили пять лет назад. Согласно ему, к 2020 году поступление в озеро загрязнённых сточных вод должно сократиться на 68,4% (относительно объёмов 2010 года). Среди других задач – реабилитация 78,3% Байкальской природной территории, подвергшейся высокому загрязнению, увеличение запасов ценных видов рыб на 43,6%, а также сохранение растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Чиновники констатируют: что из-за ошибок в управлении ФЦП ряд мероприятий так и не был выполнен. В частности, не удалось разобраться с БЦБК.
- До сих пор фактически не осуществлена ликвидация негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, из-за чего ФЦП утрачивает свою актуальность, – сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.
В Минприроды возможность закрытия программы исключили.
- Мы предложили продлить её до 2025 года и увеличить финансирование до изначально запланированного уровня. Сейчас оно сокращено более чем вдвое (с 58 до 26 миллиардов рублей – прим. авт.). Эти предложения поддержал президент во время поездки на Байкал, – заявил представитель ведомства изданию.
Как выяснилось, финансирование «урезали» из-за слабой активности регионов, которые в своё время затянули с подготовкой проектной документации на строительство объектов и получением «соответствующих заключений и экспертиз». Речь, в частности, идёт об очистных сооружениях, полигонах и мусоросортировочных станциях в Бурятии и соседнем Приангарье.
- В результате сложилась абсурдная ситуация: объёмы финансирования в программе запланированы, но предоставить их на строительство конкретных объектов невозможно в связи с отсутствием проектно-сметной документации и соответствующих уровню проекта государственных экспертиз по ней, – пояснили в Минприроды.
«Это будет экологической катастрофой»
Пункт ФЦП о ликвидации ущерба от целлюлозно-бумажного комбината реализует Иркутская область. Министр природных ресурсов региона Андрей Крючков в беседе с «Известиями» сообщил, что сейчас идёт процедура банкротства предприятия.
- Необходимо провести ряд организационных мероприятий, в том числе получить имущество ЦБК, которое находится в собственности кредиторов, во владение муниципалитета – чтобы затем передать его Иркутской области, – отметил он. – Сейчас кредиторы рассматривают вопрос, проходят торги. До передачи этого имущества у Иркутской области не возникает расходных обязательств, мы не можем приступить к ликвидации отходов, потому что имущество не является государственной собственностью.
Вопрос должен решиться к концу 2017 года, а ликвидация отходов начнётся в 2018-м. В 2014 году её оценили в 7,7-8,2 миллиарда рублей.
Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин отметил: если программу всё же «свернут», РФ не сможет выполнить взятые ранее международные обязательства по охране озера.
- ФЦП – это лишь один из способов финансирования. Для сохранения озера подойдёт и любой другой механизм выделения денег. Главное, чтобы они были. Самая большая угроза в том, что если будут сильные дожди, то с гор сойдёт сель, которая может снести дамбу, разделяющую озеро и отстойники с отходами деятельности ЦБК. Таким образом, они попадут в Байкал, и это будет экологической катастрофой, – рассказал эксперт.
«Главный враг Байкала»
Напомним, три недели назад в Бурятии с рабочим визитом побывал Владимир Путин. Президент прилетел в столицу республики в ночь на 4 августа, а уже утром отправился в Байкальский природный заповедник, расположенный в Кабанском районе. Там, прямо на берегу озера, Путин провёл совещание с главами регионов и кабинетом министров. Основной темой встречи стали проблемы Байкала и людей, живущих на его побережье.
Президент пообещал, что попросит Генпрокуратуру проверить предприятия, толкающие «жемчужину Сибири» к экологической катастрофе. Поднимались и другие немаловажные вопросы – «обновление» очистных сооружений и восстановление популяции омуля: за последние десять лет она сократилась вдвое.
А вскоре глава государства утвердил перечень поручений по итогам прошедшего в Бурятии совещания. Одно из них касается Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, который спустя четыре года после закрытия по-прежнему угрожает озеру. Президент распорядился полностью ликвидировать последствия его деятельности. К решению вопроса подключится правительство России. До 1 декабря кабмин должен отчитаться перед президентом о проделанной работе. В дальнейшем ответственные лица будут докладывать Путину об экологической ситуации на Байкале раз в шесть месяцев.
Напомним, летом 2016-го года «Известия» сообщили: проблема ликвидации отходов комбината остаётся неразрешимой задачей для науки и властей. Сегодня тонны мусора хранятся в так называемых картах-накопителях, дно которых покрыто водонепроницаемым экраном, а стенки изолированы слоем асфальта. Строились они ещё в начале 70-х годов прошлого века.
- Эти отходы представляют собой шлам-лигнин, золу от сжигания шлам-лигнина, золу и шлаки от сжигания угля и содержат большое количество различных загрязняющих веществ, которые попадают в Байкал с подземными и паводковыми водами, – пояснил тогда глава комиссии по экологии Общественной палаты России Сергей Чернин.
Все надежды возлагались на проект по утилизации, который получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Предполагалось, что мусор забетонируют и озеро будет вне опасности. Однако технологию, которая разрабатывалась много лет, признали бесполезной.
- Классы опасности отходов после утилизации, описанные в проектной документации, не совпали с результатами лабораторно-химических исследований, – рассказала изданию начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.
Всемирный фонд дикой природы даже окрестил БЦБК главным врагом Байкала, включив «жемчужину Сибири» в «десятку» мест, которые Россия может потерять в ближайшие годы.
- Печально известный комбинат сбрасывал отходы производства в самый большой в мире пресный водоём в течение десятков лет. Более 95 % загрязняющих вод поступало именно из БЦБК. Особенно досталось южному Байкалу. Сегодня озеро по-прежнему нуждается в очистке. Ему угрожает и ряд других факторов, среди которых, например, воздействие гидроэнергетики на уровень воды, – сообщал портал naked-science.ru.
Альтернативный вариант
Кстати, осенью 2015 года активисты Общероссийского народного фронта провели мониторинг выполнения ФЦП по охране Байкала, а также изучили соответствующие государственные закупки Министерства природных ресурсов и экологии России. И пришли к выводу: проект по возрождению озера был провален, а миллиарды бюджетных средств ушли непонятно на что.
Мусорные полигоны на байкальском берегу так и не появились, а потому уборкой и ликвидацией несанкционированных свалок занимались волонтёрские движения и общественные организации. Активисты также выяснили, что очистные сооружения, расположенные близ Байкала, работают нестабильно и фактически не влияют на качество очистки воды, попадающей в «жемчужину Сибири».
Спустя год федералы вплотную взялись за проблемы «жемчужины Сибири». Тогда же стало известно о создании программы «Байкал: великое озеро великой страны». Этот проект инициировало представительство «Деловой России» в Иркутской области. Он был доработан аппаратом Белого дома и аналитическим центром при правительстве России. Сообщалось, что цель наработок – объединить все действующие программы по сохранению священного озера с целью «эколого-ориентированного экономического развития» трёх байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкалья.
Авторы нового проекта выступили и с конкретными предложениями. Во-первых, создать в прибрежной зоне и акватории Байкала современную инфраструктуру по сбору и переработке отходов. Во-вторых, провести реконструкцию очистных сооружений близ крупнейших источников загрязнений. А ещё – наладить систему сбора нефтяных разливов и сточных вод для судов, запретить использование моющих средств с фосфатами в прибрежных населённых пунктах и даже создать на берегу озера международный центр прикладных экологических исследований и разработок. Инициатива предполагала и ряд инфраструктурных проектов, включая реконструкцию портов и мостов.
По поручению президента страны Бурятия должна была разработать паспорт новой программы на своей территории. Власти республики направили соответствующие предложения в Минприроды России. В списке значилось почти 200 пунктов на 318 миллиардов рублей. Иркутяне «накидали» федеральным властям инициатив на 139 миллиардов. Но в апреле выяснилось, что из амбициозного проекта «вычеркнули» всю экономику, инфраструктуру и туризм, сделав акцент на экологии. Название программы федералы тоже упросили, поменяв его на «Уникальный Байкал».
Сегодня власти Бурятии и Иркутской области просят Москву ещё раз присмотреться к проекту «Байкал: великое озеро великой страны». Его реализация обсуждалась в рамках международного форума, который проходил в республике с 26 по 30 июля. Напомним, он объединил порядка 200 участников, причём не только из России, но и из Франции, Китая и Монголии. К дискуссии присоединились члены Совфеда, депутаты Государственной Думы и учёные. Инициатором мероприятия выступило федеральное агентство научных организаций (ФАНО) и правительство республики. В ходе форума глава Минприроды Сергей Донской сообщил, что действующая ФЦП «будет перезапущена с вероятным увеличением финансирования в два раза».