Летом прошлого года в посёлке на севере республики произошло сразу два крупных возгорания. В ночь с 3 на 4 июня вспыхнул заброшенный деревянный дом, а затем пламя перекинулось на соседние постройки. Пожар продолжался более восьми часов. За это время огонь успел уничтожить 17 домов. Северомуйск вновь загорелся спустя две недели. В итоге несколько десятков человек остались без крыши над головой и имущества, которое наживали годами.
Власти пообещали выплатить погорельцам компенсации – по 10 тысяч рублей на человека и ещё по сто тысяч семьям, которые при пожаре лишись вещей первой необходимости. Этот вопрос взяла под контроль прокуратура республики.
Но средств на новое жильё в республиканском бюджете не оказалось. Экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын направил премьер-министру страны Дмитрию Медведеву письмо с просьбой оказать «финансовую помощь». На эти средства власти намеревались приобрести жилищные сертификаты для тех, кто остался без крыши над головой. Прошло несколько недель – а вопрос так и не сдвинулся с мёртвой точки. Сельчане заявили о готовности объявить бессрочную голодовку, и обещание своё сдержали. Они выдвинули требования к правительству – предоставить соцвыплаты на приобретение нового жилья переселенцам из аварийного, а также тем, кто пострадал от пожара. Пока власти пытались решить этот вопрос, деньги и вещи для тех, кто пострадал от разгула стихии, собирали буквально всем миром.
С тех пор прошёл год. Вячеслав Наговицын ушёл в отставку, а республика пережила ещё один крупный пожар – в конце апреля заполыхало прибайкальское село Черёмушки. Там огонь уничтожил 28 строений, в том числе 19 домов – это фактически половина села.
И если в Прибайкалье достаточно быстро возвели новые дома, северомуйцы по-прежнему вынуждены ютиться у друзей и знакомых или на съёмных квартирах. Выяснилось, что люди, которые остались без собственного угла, автоматически лишись и права на соцвыплаты. Кто-то через суд восстановился в очереди на жильё, но оказался чуть ли не в самом её конце.
- Бамовцы в приоритете по ФЦП «Жилище», а погорельцам на самом деле некуда пойти. Они прямо жили в администрации. Одна женщина принесла туда чемоданы, потому что квартиру, которую она снимала, выставили на продажу, – поделилась с infpol.ru жительница Северомуйска Тамара Ефимова. – Министр строительства Николай Рузавин приезжал к нам и пояснил, что погорельцев восстановили в очереди и что больше сделать они ничего не смогут.
Доведённые до отчаяния люди 9 сентября вновь вышли на голодовку. Изначально планировалось, что в акции примут участие 24 человека, но потом их число сократилось до десяти. Большинство не смогли присоединиться к протестующим – их не отпустили с работы. Остались в основном пенсионеры. Сначала они разместились у местной администрации, а когда похолодало, перебрались в само здание. Прямо на полу люди разложили матрасы, там же ночевали. Правда, в минувший вторник голодовку пришлось приостановить на неопределённый срок – самочувствие у участниц акции резко ухудшилось, а одну из них даже пришлось госпитализировать
Две недели назад новоизбранный глава региона Алексей Цыденов обратился с просьбой о помощи к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Как выяснилось, после восстановления домов в Черёмушках остались неиспользованные средства, подлежащие возврату в федеральный бюджет. Речь идёт о сумме в 13 миллионов 858 тысяч рублей. Власти Бурятии предложили направить их погорельцам из Северомуйска, многие из которых лишились единственного жилья.
А накануне, 20 сентября, президент России Владимир Путин пообщался с руководителям регионов, одержавшими победу на недавних губернаторских выборах. Алексей Цыденов, который также присутствовал на встрече, сообщил, что глава государства дал добро на перераспределение денег, оставшихся после строительства домов в Черёмушках.
- Президент России поддержал предложение направить сэкономленные средства на восстановление жилья в Северомуйске, – рассказал Цыденов.
Как отмечают в пресс-службе правительства республики, пострадавшие от пожара северяне получили помощь в размере 9,57 миллиона рублей. В результате 28 семей лишились права на участие в программе по переселению из зоны БАМа. Им выплатят денежную компенсацию, если такое решение примут в правительстве России.