Байкал
4669

Москва не одобрила установку скульптуры Намдакова на Байкале

Творение всемирно известного мастера рискует не обрести пристанище из-за сопротивления активистов

Фото: instagram.com/dashi_namdakov

Композиция «Хранитель Байкала» – совместный авторский проект арт-фонда Даши Намдакова в Москве и галереи Виктора Бронштейна – известного иркутского мецената. Её планировали поставить на самой высокой точке Ольхона – мысе Хобой – уже в сентябре. Сообщалось, что открытие скульптуры состоится в рамках международного Байкальского экологического водного форума. Однако позднее сроки сдвинули на октябрь. Бронзовое изваяние сейчас находится в Улан-Удэ и его уже готовят к транспортировке на остров.

В интервью «АС Байкал ТВ» Намдаков признался: «Хранитель Байкала» – его подарок родине в собственный юбилей. В этом году художнику исполнилось 50 лет. Мастер уверен: место, где появится его творение, может стать культовым среди туристов.

- Давайте встретимся через десять лет и вы поймёте, что там будет паломничество. Конечно, нужны меры по охране природы. Естественно, необходимо ограничивать поток людей, чтобы они не затоптали землю. Там нет никаких коммерческих интересов – ни у галереи, ни у меня. Это чистый подарок родине, – сказал Намдаков.

«Манипуляция общественным мнением»

У подножия семиметрового изваяния планируется проводить различные мероприятия, связанные с народным искусством, устраивать выставки и концерты. Однако местные жители уже не первый месяц выступают против установки «Хранителя Байкала». Пока не даёт согласия и Москва. Официальный ответ Минприроды России опубликовал накануне иркутский портал «Babr24».

В ведомстве пояснили: согласно статье 15 федерального закона об особо охраняемых природных территориях, в национальных парках «запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, растительному и животному миру, а также культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам нацпарков». Прежде, чем размещать там композицию, необходимо получить разрешение федерального министерства. А «добро» на это чиновники пока не давали.

- Согласование социально-экономической деятельности по установке скульптуры «Хранитель Байкала» на острове Ольхон в границах Прибайкальского национального парка Министерством природных ресурсов и экологии России не выдавалось, – отмечается в письме за подписью замдиректора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Игоря Давыдова.

Общественники заявили изданию: у организаторов проекта нет законных оснований для установки статуи на мысе Хобой или в иной северной части острова. И делать они это не вправе, пока не получат соответствующее разрешение. Но и это ещё не всё.

- Новости о планах по возведению скульптуры можно рассматривать как манипуляцию общественным мнением и распространение заведомо ложной информации, – заявили активисты.

«На вкус и цвет товарищей нет»

Отметим, ещё в декабре в соцсетях развернулась оживлённая дискуссия относительно будущей композиции. По сути, она «расколола» жителей Бурятии и Иркутской области на два лагеря. Одни выступили за установку скульптуры на Ольхоне, другие были категорически против. По этому поводу в группе «Спаси Байкал» в Facebook даже организовали опрос.

Так, многие интернет-пользователи заявили, что на Хобое изваяния быть не должно, ведь это место считается священным. Люди приходят туда помедитировать, помолиться или же просто насладиться видом на Байкал. Посетители паблика отмечали, что «Хранителя» лучше установить в населённом пункте. И даже предлагали свои варианты – например, у въезда на Ольхон.

Другие участники сообщества оказались более категоричны. «Остановите кто-нибудь это безумие», – призвали они. Не менее бурное обсуждение развернулось и в общедоступной группе «Наш дом – Бурятия!» в Facebook. «Походит на усохшее дерево – это знак вырождения», «На вкус и цвет товарищей нет. Наверное, не стоит ставить это на Байкале», «Так голое дерево и показывает, до чего мы докатились», «Печальный памятник», – возмущались жители республики. 

Письма прокурору и президенту

Полгода спустя в ситуацию решили вмешаться общественники. Представитель движения «За священный Байкал» Андрей Ершов направил прокурору Иркутской области Игорю Мельникову обращение с просьбой разобраться с творением Даши Намдакова.

По словам активиста, земля, на которой планируется возведение скульптуры, относится к Байкальской природной территории и потому такая экспертиза является обязательной. В обращении приводились ссылки на соответствующие федеральные законы.

Вскоре последовала реакция со стороны прокуратуры Ольхонского района: жалобу общественников переадресовали главе Хужирского муниципального образования Вере Малановой и в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Оно объединяет Байкало-Ленский заповедник и Прибайкальский национальный парк, на территории которого и расположен Ольхон.

Ответ надзорного органа в официальной группе движения в Facebook назвали не иначе как отпиской. Такого же мнения придерживался и сам Андрей Ершов. Поэтому он решил обратиться к самому Юрию Чайке и попросил его не только вмешаться в ситуацию со скульптурой Намдакова, но и дать оценку действиям прокуратуры Ольхонского района.

Впрочем, на этом активисты останавливаться не стали и написали письмо президенту страны Владимиру Путину. Среди других адресатов значатся губернатор Приангарья Сергей Левченко, уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин, Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, глава Минприроды России Сергей Донской, руководитель региональной службы по охране объектов культурного наследия Евгений Корниенко и ЮНЕСКО.

«Скульптура – не хозяйственный объект»

Напомним, в июне шаманы провели на Ольхоне обряд и духи «разрешили» людям поставить на крупнейшем острове Байкала искусственное древо. Правда, возникла проблема с земельным участком. Это зона хозяйственного назначения. Перед тем, как там появится композиция, заповедную территорию нужно сделать рекреационной, сообщали «Вести-Иркутск». Для того, чтобы сменить «юридический статус» мыса, скульптор Даши Намдаков и иркутский бизнесмен и меценат Виктор Бронштейн даже обратились в комитет Госдумы по природопользованию.

Ранее, комментируя обращение общественников в прокуратуру Иркутской области, Виктор Бронштейн сообщил корреспонденту «Московского комсомольца в Бурятии»: участок, на котором планируется установить композицию, уже десятки лет де-факто является землёй рекреационного назначения.

- Каждый день туда приезжают сотни туристов, там стоят сотни машины. И если бы чиновники своевременно привели её в соответствие с категорией (как предназначенную и используемую для отдыха и туризма – прим. МК), то никаких трудностей и претензий сейчас не возникало бы, – пояснил он изданию. – Скульптура – не хозяйственный объект. Каким образом она может воздействовать на окружающую среду? Испарять бронзу? Давать вибрацию? В Минприроды России решается вопрос о необходимости экологический экспертизы для «Хранителя Байкала». И, скорее всего, будет заключение, что она не требуется.

Бронштейн заметил, что ни разу не выступал по вопросам культуры перед ольхонцами, а потому не мог заявить о выделении ему большого земельного участка на территории Прибайкальского национального парка и строительстве там этноцентра и других культурных объектов в последующем – как гласила  жалоба. А вот администрация с жителями встречалась, и на общем сходе народ проголосовали за установку скульптуры.

Кстати, осуществляется она сугубо на частные средства, указывает «МК». Поэтому мнение о том, что «организаторы проекта, не проводя широкого общественного обсуждения и прикрываясь культурными ценностями, рассчитывают лишь на получение государственных грантов и извлечение прибыли» – не более чем инсинуация.

Кроме того, у противодействия есть и религиозный подтекст. Автор жалобы говорят об «осквернении священного имени Байкала и оскорблении религиозных чувств местного населения» – мол, «Хранитель» не вяжется с традиционными ценностями и верованиями поморов. Виктор Бронштейн отсылает к бурятскому эпосу, напоминая о наскальных рисунках далёких предков, которые представляют собой произведение искусства и предполагают соответствующее отношение.  

- Искусство Даши Намдакова признано во многих христианских странах. Например, его «Чингисхан» простоял в «Гайд-Парке» около двух лет. А сам скульптор толерантен к любой вере и неоднократно заходил в церкви вместе со мной, – поделился меценат.

«Мы не вправе решать судьбу скульптуры»

Между тем, как сообщает сайт «Ньюс.Бабр», «Заповедное Прибайкалье» также не нашло оснований для размещения «Хранителя» на Байкале. Во-первых, для этих целей подходит только рекреационная зона или  зона охраны объектов культурного наследия, а Хобой и его окрестности, как уже отмечалось выше, относятся к землям хозяйственного назначения. Кроме того, при возведении скульптуры требуется провести экологическую экспертизу проекта, поскольку установка композиции на острове может нанести непоправимый ущерб его экосистеме.

- Мы поддерживаем скульптора Даши Намдакова в его творчестве, а также в продвижении идеи бережного отношения к Байкалу. Однако хочу ответить, что мы не вправе решать дальнейшую судьбу этой скульптуры. Установку «Хранителя Байкала» должно согласовать Минприроды России, – заявил ранее изданию директор «Заповедного Прибайкалья» Михаил Яблоков. – Никаких решений и указаний от них не поступало. Более того, сам проект скульптуры не был предоставлен нашим специалистам для ознакомления. С юридической стороны, статуя не подходит под чётко обозначенные виды деятельности в границах данной зоны – деятельность нашего учреждения и жизнедеятельность граждан, проживающих на этой территории.

Яблоков убужден, что благодаря скульптуре внимание туристов к мысу Хобой возрастёт. Однако прежде необходимо обустроить территорию. Кто этим будет заниматься – неизвестно. Кроме того, по мнению директора резервата, установка композиции законодательно возможна только в рекреационной зоне нацпарка, но здесь, опять же, необходимо согласование в Минприроды.

Сам ольхонцы уверены: прежде чем строить на острове скульптуры, нужно разобраться с отходами, которые оставляют после себя отдыхающие.

- На Хобой организованы автомобильные экскурсии. Водители, которых местные называют «хобойщиками», чтут это место и сами, по собственной гражданской инициативе ежедневно и совершенно бесплатно убирают здесь мусор, который оставляют в невообразимом количестве туристы, особенно китайские. Ветер носит его по окончательно вытоптанной почве. Короче, проблем много и без скульптуры. Именно поэтому лишняя инициатива, которая грозит ещё большим наплывом туристов, вызывает лишь раздражение, – пишет «МК-Байкал».

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях