О новой переправе через Уду городские и республиканские власти говорят уже несколько лет. Этот объект попал в программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Строительство должно было завершиться ещё в прошлом году. С помощью моста с шестиполосным движением у авторынка на Приречной планировалось соединить Октябрьский район (улицы Сахьяновой и Трубачеева) с Железнодорожным (на Дальненагорной и Третьей транспортной) и, таким образом, «разгрузить» дорожное движение.
Однако реализация проекта упёрлась в нехватку финансирования. В 2013-м году объект исключили из ФЦП. Для одного же республиканского бюджета сумма оказалась неподъёмной, о чём не раз заявляло руководство региона.
- Мы можем ввязаться в строительство этого моста за бюджетные средства, но строить будем долго. Из двух миллиардов дорожных денег мы, конечно, не сможем все отдать, потому что надо дороги содержать. Может быть, сможем отдавать в год 200 или 250 миллионов, но 10 лет строить, – сообщил тогда экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын
Проблемный объект
После этого вопрос «повис» в воздухе. Как вариант рассматривалось строительство платного моста. Республика не исключала возможности банковского кредита, выплачивать который планировалось сообща с населением. На сайте Минэкономики по этому поводу даже устроили голосование. Но большинство жителей республики выступили против. На одном из правительственных брифингов глава республиканского Минтранса Сергей Козлов заверил: мост появится.
- Этот вопрос достаточно капиталоёмкий, стоимость объекта – 2,8 миллиарда рублей. На сегодняшний день городом разрабатывается рабочая документация, – пояснил министр. – Нам он нужен – республике, Улан-Удэ, безусловно. Поэтому мы обязаны реализовать проект.
Весной прошлого года бизнесмены из Китая выразили готовность вложиться в реализацию масштабного проекта. Соответствующее соглашение о намерениях сотрудничества руководство Улан-Удэ подписало с международной Хулунбуирской строительной корпорацией «Тянь Чен». Со своими предложениями выступали и жители бурятской столицы.
«Потом обсудим с общественностью»
Несколько месяцев спустя в правительстве республики заявили: в городе могут появиться аж два новых моста, но оба будут платными: это обязательное условие для получения федерального финансирования. А в конце декабря подведомственное мэрии учреждение – «Улан-Удэстройзаказчик» – объявил конкурс на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства долгожданной переправы.
Заявки на участие в нём подали две компании из Санкт-Петербурга. ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» «уронил» цену контракта с 15 миллионов 234 тысяч до 10 миллионов 663 тысяч рублей. Вторая организация «Институт Стройпроект» – оценила свою работу в 15 миллионов 82 тысячи и в итоге выиграла торги. Важными критериями отбора являлись не только цена, но и квалификация участников закупки, в том числе – наличие у них финансовых ресурсов, оборудования, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, а также «специалистов и иных работников определённого уровня».
Согласно техзаданию, подрядчику предстояло рассчитать возможность и эффективность реализации проекта – в техническом, технологическом и экономическом аспектах. А ещё – определить основные техпараметры будущего моста и оценить сроки и затраты, связанные с инженерными изысканиями, разработкой проектной документации и выполнением строительно-монтажных работ.
Также победитель торгов должен был провести социологическое исследование, оценить интенсивность движения по мосту и рассмотреть варианты системы взимания платы. Как отмечается в конкурсной документации, дорога будет магистрального типа, длина объекта составит один километр, ширина – 220 метров. Данные о количестве полос, скоростном режиме и размере тарифа (если переправа всё-таки будет платной) заказчик не уточнил.
На правительственном брифинге 2 октября выяснилось, что на строительство объекта, по предварительным данным, потребуется уже 4,3 миллиарда рублей.
- Рассматривается вариант платного моста с получением федерального гранта. Если он будет бесплатным, надо будет включаться в какую-нибудь федеральную программу, – пояснил министр. – Но, думаю, мы потом обсудим это с общественностью – когда будем принимать окончательное решение, в каком виде реализовать проект.
В первом случае проезд по мосту составит около 20 рублей. По словам Сергея Козлова, он вошёл в приоритетный проект Минтранса России «Безопасные и качественные дороги». Однако федерального финансирования в рамках этой программы придётся ждать ещё несколько лет – до 2021-2022 года. Напомним, в этом году бурятская столица впервые попала в число российских городов-агломераций – такой статус, как правило, носят лишь «миллионники». Отныне на развитие транспортной инфраструктуры «ядра» этой агломерации – Улан-Удэ и четырёх близлежащих районов – Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского и Заиграевского – ежегодно будет выделяться порядка 1 миллиарда рублей: 500 миллионов направляет Москва и ещё столько же – республика.
По словам Сергея Козлова, ТЭЧ по переправе через Уду будет рассматриваться на днях у главы Бурятии.
«Мы таких денег не зарабатываем»
Кстати, минувшей зимой журналисты телекомпании АТВ поинтересовались у улан-удэнцев, готовы ли они «раскошелиться», чтобы попасть с одного берега Уды на другой и какую цену за проезд готовы назвать приемлемой. Некоторые горожане отнеслись к этой идее без особого восторга:
- Платно? Ну, отрицательно, наверное. Городу же нужен мост по идее-то. А если он будет платным, какой с него тогда толк?
- Мы таких денег не зарабатываем, чтобы платить за дорогу. Понимаю, у нас был бы мегаполис, зарабатывали бы достаточно хорошо, прожиточный минимум допустим тысяч 50 был бы. Тогда не вопрос, конечно. А здесь у нас восемь тысяч прожиточный минимум, даже не восемь, а семь. Какие деньги?
«Платон» в помощь
Ещё один новый мост может «связать» Левобережье с центром города. По плану он пройдёт через Богородский остров от улицы Трубачеева и до Поселья. Таким образом власти хотят избавиться от надоевших дорожных заторов на улице Иволгинская.
- Проблему Левого берега глобально и кардинально решит строительство второго моста через Селенгу, – заявил глава Минтранса. – Сегодня на Иволгинской убирают пешеходные переходы, объединили два в один – чтобы не было задержки проезда автотранспорта. Это незначительные меры, но они могут облегчить ситуацию на какой-то определённый период.
По мнению Сергея Козлова, на этом участке необходимо строить надземные переходы, дабы «транспортный поток не останавливался». Вторая же переправа через Селенгу обойдётся ни много ни мало в десять миллиардов рублей. Понятно, что без федеральных вливаний такой проект республике не потянуть, а потому власти рассчитывают на средства, собранные с помощью системы «Платон».
- Можно получить грант в размере до 75 % от объёма финансирования всего объекта, – рассказал министр.