Брать новые кредиты, чтобы закрыть старые для руководства бурятской столицы уже, по всей видимости, стало своего рода традицией. Вот и на вчерашней сессии горсовета депутаты поддержали решение властей позаимствовать у банков 300 миллионов рублей – и это при дефицитном городском бюджете.
Как сообщила в своём выступлении председатель комитета по финансам администрации Улан-Удэ Татьяна Базякина, эти деньги направят на расселения жильцов дома № 2 по улице Гастелло, который находится в аварийном состоянии, капремонт перекрытий на улице Фрунзе, комплектование библиотечных фондов и приобретение спецтехники для комбината по благоустройству. А ещё нужно привести в порядок ограждения на мосту «Бегущая лань», избавиться от сухих деревьев в сквере «Молодёжный» и обустроить водоснабжение на Комсомольской. Плюс субсидии на предоставление жилья молодым семьям, разработка архитектурно-художественной концепции для оформления городских улиц и подготовка проектно-сметной документации на реконструкцию ДК имени Вагжанова. Требуются средства и на выплату компенсаций за частные садики и установку систем видеонаблюдения в двух дошкольных учреждениях. Сколько и на что планирует потратить мэрия, можно подробнее узнать на официальном сайте улан-удэнского горсовета.
Отметим, аукцион на оказание финансовых услуг по предоставлению кредита на сайте госзакупок пока не появился. Дефицит городского бюджета в 2017 году составил почти 322 миллиона рублей, а муниципальный долг уже «перевалил» за два с половиной миллиарда.
Кстати, в начале октября Улан-Удэ получил финансовую поддержку на 100 миллионов рублей. На правительственном брифинге в минувший понедельник и. о. министра финансов Бурятии Всеволод Мухин разъяснил, что эти средства пойдут на погашение бюджетного кредита, предоставленного на «дорожную деятельность».
- Его общий размер – 342 миллиона, из них сто «погасят» за счёт трансферта. Это такая техническая операция, которая позволит нам увеличить лимит предоставления бюджетных кредитов муниципальному образованию на ту же сумму – сто миллионов рублей. Ставка по ним составляет 0,1 % годовых. Правительство Бурятии приняло решение о реструктуризации оставшихся 242 миллионов путём списания, – отметил глава Минфина.
342 миллиона – остаток задолженности перед республиканским бюджетом по кредиту на автомобильную развязку Куйбышева-Балтахинова. Деньги на эти цели – более полумиллиарда рублей – Бурятия получила еще в 2010 году, в рамках 350-летия вхождения республики в состав России и выделила их городу на условиях возврата. Тогда в местных СМИ, в частности, на сайте БМК, стали появляться тревожные сообщения, что строительство крупного инфраструктурного объекта может привести бурятскую столицу к финансовому кризису. Но никаких вопросов у руководства города не возникло.
В сентябре 2015-го года выплату кредита отложили на десять лет. Поскольку Улан-Удэ от этого бремени решили избавить, возвращать деньги придётся республике, ведь задолженность перед федеральным бюджетом никуда не исчезла. И сегодня возникает вполне резонный вопрос: почему город не берёт бюджетный кредит, где процентная ставка лишь 0,1 %, а занимает миллионы у банков?
Межбюджентные разборки
Напомним, улан-удэнские чиновники неоднократно обвиняли руководство республики в чрезмерной закредитованности столицы. Тяжёлое состояние городского бюджета обсуждалось на общественных слушаниях в октябре прошлого года.
- Что касается расчёта с энергетиками, то здесь город привлёк средства, чтобы выручить всю республику, ведь тогда о коллапсе говорили! Десять хирургических палат, появившихся в БСМП с 2012 года, находятся в ведении Минздрава Бурятии, а кредиты до сих пор город выплачивает. На развязку (на улице Куйбышева – прим. ред.) должны были выделить субсидию, а город привлекал кредит. На фоне всего этого мы ставим вопрос о замене коммерческих кредитов бюджетными. Мы устали от регионального эгоизма, – отметил в ходе слушаний мэр Александр Голков.
Звучали и упрёки в адрес Минфина Бурятии из-за несправедливого распределения средств между республикой и городом. По закону о межбюджетных отношениях, Улан-Удэ получал около 30 % всех налоговых поступлений – основного источника пополнения казны. А в 2014 году из-за изменений в федеральном законодательстве доля налогов на доходы физических лиц, оставленная городу, снизилась до 25 %. Не прошло и двух лет, как власти Улан-Удэ расписались в финансовой несостоятельности.
- Полная несправедливость. Почему город, который является основным донором республиканского бюджета, получает меньше всех денег? В прошлом (2015) году собрали налоговый доход в сумме чуть больше 21 миллиарда рублей. В бюджет города поступило всего около 3 миллиардов, а в республиканский – почти 17. Остальное ушло к федералам. А ведь в других регионах такого нет, – отметил в сюжете, посвящённом заявлению Голкова, телеканал «Тивиком».
У Улан-Удэ образовался муниципальный долг размером в 2 миллиарда рублей. Маневрировать им нет возможности, город подошёл к своему верхнему пределу, подчеркнул тогда градоначальник.
В ответ на это в правительстве заявили: Улан-Удэ не является основным донором республиканского бюджета. Заодно власти напомнили, что финансируют больше половины расходов города, в том числе – здравоохранение и заработную плату в образовании. А на строительство капитальных объектов в столице Бурятии за последние семь лет республика направила ни много ни мало 12 миллиардов рублей.
- Позиция мэрии не совсем корректна. На сегодня половина расходов городского бюджета в сумме 3,4 миллиарда рублей финансируется за счет республики. Доля безвозмездных поступлений в бюджет города составляет 53 % от общего объёма запланированных доходов, – сообщили тогда в правительстве.
На сессии горсовета прошлой осенью вокруг межбюджетных отношений вновь развернулась бурная дискуссия. С просьбой об их пересмотре и о выделении городу бюджетного кредита на погашение коммерческих народные избранники решили обратиться к полпреду президента в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло. Вопрос дополнительно включили в повестку заседания по предложению замов мэра и депутатов горсовета.