депутаты
3669

Борис Ботоев о кресле судьи: «Мне никто ничего не предлагал»

Депутат парламента Бурятии опроверг информацию о намерении возглавить Конституционный суд

Фото: russianstock.ru

О необходимости возобновить работу Конституционного суда (далее – КС) Бурятии говорят уже несколько лет. Напомним, его деятельность приостановили в 2013 году. На такой шаг республиканский парламент пошёл из-за низкой активности судебного органа. Трое судей и аппарат занимали несколько кабинетов в здании Народного Хурала на улице Сухэ-Батора, 9. Некоторые депутаты решили, что это слишком много и что КС вообще дорого обходится казне. 

На защиту суда встала Общественная палата (ОП) предыдущего созыва. Активисты заявляли, что за 17 лет своего существования он вынес около 100 постановлений и определений. Учитывая специфику работы, это немало. 

- Мы общались с нашими коллегами, судьями уставного суда из Санкт-Петербурга, и они говорили, что по такой же логике можно рассуждать об атомной подводной лодке. Она тоже «ест» достаточно много денег – больше, чем бюджет среднестатистического субъекта, ни разу не стреляла, но это не значит, что её надо разобрать и эти деньги пустить на что-то более существенное. Нет, подводная лодка решает важную стратегическую задачу, и здесь Конституционный суд тоже призван решать важную задачу – это обеспечение прав граждан, – заявил тогда бывший член ОП Павел Дудин.

Общественники подчёркивали, что экс-руководитель региона Вячеслав Наговицын инициировал, а Хурал поддержал и фактически упразднил КС Бурятии. При этом власти не предусмотрели передачу вопросов, отнесённых к его ведению, в юрисдикцию другого органа. Обращения в адрес правительства, спикера парламента, прокурора республики и главы следственного комитета, по словам активистов, не возымели никакого эффекта.

Споры вокруг закрытия КС в итоге переместились в суд, а потом эта история и вовсе дошла до Госдумы.

Упразднить нельзя оставить

На сессии в сентябре 2015 года планировалось рассмотреть сразу два противоречащих друг другу законопроекта. Один – за ликвидацию КС – внёс на рассмотрение бывший глава Бурятии, второй, за его восстановление – председатель комитета Народного Хурала по госустройству Борис Ботоев. И если Вячеслав Наговицын с самого начала придерживался мнения, что суд надо ликвидировать, то в отношении Ботоева всё не так однозначно.

Так, изначально он полностью разделял позицию правительства.

- За все эти годы федеральный центр «подчищал» нашу Конституцию. Особенно в части суверенитета, государственности и так далее. Сейчас, когда она в таком «вычищенном» состоянии реализуется, то особой необходимости, на мой взгляд, в Конституционном суде нет, – цитировали Ботоева республиканские СМИ.

«Переломный» момент наступил в августе 2015-го, когда депутат выдвинул свою кандидатуру на пост спикера. В кулуарах поговаривали, что этого не должно было произойти, поскольку именно Борису Ботоеву пообещали место председателя Конституционного суда республики. Но в итоге (опять же, по неофициальной информации) появился законопроект об упразднении органа.

Сам Борис Ботоев эту информацию опроверг.

- Это глупость. Кто и что может обещать в ситуации, когда идёт процесс «похорон»? На сегодняшний день нет ни финансирования, ни одного судьи, – пояснил он infpol.ru.

Однако на круглом столе 10 сентября стало ясно: суд будет жить. За его «возрождение» высказалось большинство депутатов республиканского парламента, а также уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова, бизнес-омбудсмен Анатолий Дашиев, общественники, учёные и последний председатель КС Бурятии Капитон Будаев. А вице-спикер Народного Хурала Владимир Павлов сообщил: несмотря на свою позицию, руководство республики поддержит любое решение депутатов.

Вскоре Вячеслав Наговицын и в самом деле отозвал свой законопроект. Правда, власти не исключили, что работать он будет в «усечённом варианте»: председатель – на постоянной основе, а присяжные – по приглашению.

Битва за должность

Старт кампании по внесению предложений на должности судей КС дали в феврале этого года. Тогда же была создана конкурсная комиссия по отбору кандидатов. В неё вошли представители от главы республики, Хурала, ОП и общественных организаций. Планировалось, что уже в апреле парламентарии рассмотрят кандидатуру на должность председателя суда, который приведёт к присяге избранного в сентябре главу региона Алексея Цыденова. Однако воз и ныне там. 

Тем не менее, претенденты на тёплое место всё же есть. По некоторым данным, возглавить КС Бурятии может бывший спикер Хурала Матвей Гершевич. А телекомпания АТВ прочит в председатели вышеупомянутого Бориса Ботоева, ведь именно он, по мнению «Первого альтернативного», начал разговоры о возобновлении работы суда. А комитет по госустройству инициировал принятие соответствующего закона на сессии в ноябре прошлого года.

 

Видео: Байкал АТВ

- В законе в основном были прописаны изменения, касающиеся процедуры избрания кандидатов. Самым главным из них стал предельный возраст – он повышен с 65 до 70 лет. Самому Ботоеву, кстати, 64 года. Так, что на посту председателя он сможет отработать один полный срок, – отмечает АТВ.

Кроме того, сейчас у Бориса Ботоева появилась возможность избраться на пост председателя, даже если правительство Бурятии будет против. Если раньше представлять кандидатуры судей в Хурал мог только глава, то по новому закону это вправе сделать сами депутаты – не менее трети присутствующих на сессии. Ко всему прочему, это единственная судебная должность с полномочиями и привилегиями федерального судьи, на которую можно попасть, минуя разрешение президента страны Владимира Путина.

Однако депутат в беседе с infpol.ru заявил, что слышит об этом впервые.

- Мне никто ничего не предлагал, – отметил он. – Заявления принимаются до 26 ноября, времени ещё уйма.

Борис Ботоев добавил, что журналисты просто ищут информационные поводы и «бегут впереди паровоза».

Конституционный суд Бурятии вот уже четыре года «ни жив, ни мёртв». Всё это время он существовал лишь на бумаге. Однако за пикет около здания на Сухэ-Батора, где расположен КС, недавно оштрафовали коммуниста Баира Цыренова. Протестная акция «обошлась» парламентарию в десять тысяч рублей.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях