В начале сентября в Улан-Удэ состоялась межрегиональная экологическая конференция Общероссийского народного фронта. Представители ОНФ предложили спасти леса на побережье Байкала и возле Улан-Удэ от уничтожения при помощи «зелёного щита». Это территория, на которой вырубать деревья, а также вести строительство и снос зданий категорически запрещено. Соответствующий федеральный закон вступил в силу ещё 1 января.
- Можно было бы подумать о создании «зелёного щита» вокруг Байкала, – рассказал тогда журналистам координатор центрального штаба ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Азат Газизов. – Существующие меры и особый статус Байкальской природной территории не в достаточной мере решают проблемы озера. Более того – ситуация ухудшается. Нужно вводить более строгие меры по отношению к тем, кто наносит ущерб Байкалу и его экосистеме.
Этот процесс уже начался во всех российских регионах. На минувшей неделе «фронтовики» попросили губернаторов взять формирование «зелёных щитов» под свой контроль. Выяснилось, что в 11 регионах ходатайства об их создании были отклонены местными общественными палатами и заксобраниями. В число «отказников» записали и Бурятию. В ОП республики якобы заявили о «нецелесообразности и необоснованности затрат на проведение работ по организации лесопарковых зелёных поясов».
Зампредседателя палаты Сажида Баталова рассказала в соцсетях, что впервые слышит эту информацию.
- Абсурд какой-то, это же классная идея, – заявила она и предположила, что «Бурятия попала в «чёрный список» по ошибке».
Сообщение ОНФ вызвало недоумение и у других общественников. Известный эколог, геолог, председатель комиссии ОП по экологии и природопользованию Евгений Кислов сообщил, что региональное отделение Общероссийского народного фронта занималось этим вопросом. Но власти бурятской столицы и республиканское агентство лесного хозяйства (РАЛХ) предложение о «зелёном щите» не поддержали.
- Это дезинформация. На наши письма поступили отрицательные ответы из администрации и РАЛХ – дескать, всё и так в порядке. Провели рабочее совещание. Выяснилось, что городские леса и примыкающие к Улан-Удэ кварталы пригородных лесничеств и так имеют защитный статус. В Северобайкальске лесоустроительные работы до сих пор не проведены – это серьёзное нарушение, – написал Евгений Кислов. – Но, главное, законодатель, внеся поправку о «зелёных щитах» в закон об охране окружающей среды, не внёс соответствующее изменение в Лесной кодекс.
Из-за этого противоречия закон, по словам эколога, не исполняется.
- Тут надо прокуратуре разбираться. ОНФ направил письмо в Общественную палату Бурятии, поскольку это было обусловлено сроками исполнения. Ответ на него ещё не направлен, а вопрос так и не снят, – пояснил Кислов.