25 лет «Информ Полису» - это не просто цифры. Это люди, связавшие часть своей жизни с «ИП» и навсегда оставшиеся в истории издательского дома, это знаковые события, ключевые материалы и расследования, повлиявшие на судьбу республики.
И это истории – смешные, живые, трогательные. Теплыми воспоминаниями о работе в «Информ Полисе» поделились наши бывшие сотрудники, которые сейчас живут и успешно работают в Улан-Удэ, Москве, Канаде и во Вьетнаме.
«На встречу с редактором захватил фото букашек и травинок»
Талантливый фотокорреспондент РИА Новости, ИТАР-ТАСС и промышленный фотограф Марк Агнор когда-то пришел в «Информ Полис» скромным студентом.
- Я пришел в «ИП», будучи студентом 3-го курса ФИЯ БГУ. Все летние каникулы я пахал, чтобы купить крутой фотоаппарат Nikon D70s - в те времена он стоил 1200$ и для студента это были сумасшедшие деньги. Такой фотоаппарат был у меня и у фотокорреспондента ИТАР-ТАСС по Бурятии. Конечно, он снимал серьезные вещи, а я всякие цветочки, букашки, глазки и все такое. Один мой знакомый, увидев мой крутой фотоаппарат, сказал, что «Информ Полису» нужен фотограф. На встречу с редактором я захватил свои фото букашек, глазиков, травинок. Конечно, это было не то, что нужно, но редактор все же рискнул, и меня приняли. Это было в декабре 2004 года.
Я проработал в «ИП» семь лет, потом был перерыв в два года, после я вернулся еще на два года.
«Информ Полис» - это место, где личный и профессиональный рост шел бурно. Конкуренция и мотивация двигали меня вперед. И вообще назовите мне человека, кто работал бы здесь и не стал бы известным? Это фабрика звезд журналистики. Аревик Сафарян, Игорь Озеров, Тамара Нагуслаева, Анна Огородник, Александр Гармаев и многие другие стали известны благодаря «ИП». Но когда я уходил работать на другие издания, всегда рассказывал об опыте в издательском опыте и о том, к чему надо стремиться.
«Рабочие дни были одними из самых счастливых в моей жизни»
Красивая девушка с необычным именем Аревик Сафарян запомнилась читателям тем, что профессионально разбиралась в автомобилях, с юмором писала репортажи о рейдах с полицией и не побоялась задать важный вопрос Владимиру Путину. Сейчас Аревик живет в Москве.
- Я начала работать в «Информ Полисе» в 2009 году. Сказать, что «ИП» дал мне многое, это не сказать ничего. За годы работы в редакции крупнейшего в Бурятии еженедельника и самого посещаемого в республике сайта я выросла, причём не только как журналист и редактор, но и как личность.
Я научилась более эффективно планировать своё время, грамотно строить коммуникации с людьми - и сейчас эти навыки помогают мне во всех сферах моей жизни. За время работы в редакции я посетила множество самых разных мест - исколесила всю Бурятию, даже самые отдалённые её уголки. Были командировки в Иркутск, Москву, Стамбул, Стокгольм.
Многие помнят, как в 2013 году в прямом эфире я задала вопрос президенту РФ Владимиру Путину. Конечно, было очень волнительно - не каждый день доводится общаться с главой государства «глаза в глаза», да ещё под прицелом сотен видеокамер.
Вообще каждый рабочий день журналиста наполнен чем-то интересным и необычным, будь то визит на кондитерскую фабрику или в морг. Мои рабочие дни в редакции в этом плане не были исключением, и эти дни были одними из самых счастливых в моей жизни.
«Писали, фотографировали, верстали… и разгружали!»
Редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ Игорь Озеров в истории «Информ Полиса» занимает большое место – под его руководством еженедельник выпускался много лет.
- Я работал в «Информ Полисе» с 1997 по 2008 год. Сначала коллектив был не очень большим. Из того состава в издательском доме сейчас работают Соелма и Слава Дагаевы, Александр Зандаков и Алексей Дроздов.
«Информ Полис» дал мне очень много в плане профессионального «газетного» роста, мы часто выезжали в Москву и другие российские регионы на практические семинары, общались с коллегами из других газет и очень много учились.
Пока у «Полиса» не было своей типографии, а интернет был совсем медленный, газета печаталась в иркутской типографии с пленок, которые мы выводили в редакции. И каждый вторник был стресс - надо было успеть сдать газету до вечернего поезда в Иркутск, куда ехал наш человек с плёнками. Иногда этого человека мы закидывали буквально в уже движущийся состав. А обратно в Улан-Удэ напечатанная газета ехала в грузовой машине, которую нам надо было встречать рано утром в среду и помогать разгружать её по разным точкам в городе. То есть в те времена мы были мастера на все руки - писали, фотографировали, редактировали, верстали и разгружали любимую газету дружным и веселым коллективом! Сегодня это другая, но одновременно та же команда замечательной и успешной газеты, типографии, издательского дома, которую хочется от души поздравить с 25-летним юбилеем!
«В 90-х выезжали на «подрывы» криминальных авторитетов»
Многие помнят и авторские рубрики, и яркие репортажи Александра Махачкеева, ныне заместителя директора ИД «Буряад унэн».
- Я работал в «ИП» с 1997 по 2005 год, четыре года трудился в другом СМИ, а после вновь вернулся в «Информ Полис».
В начале 90-х коллектив был небольшой – я, Лариса Покацкая, Тамара Нагуслаева, Тимур Бадмаев, Алексей Анготкин. Вместе с главным редактором Славой Дагаевым проводили планерки, на которых бурно обсуждали темы. «ИП» тогда был практически первым таблоидом, сделанным по новым лекалам западного образца. И эта наша доморощенная газета завладела печатным рынком, обойдя ведущие тогда СМИ, а после выдержала конкуренцию с зашедшими на рынок московскими и иркутскими газетами.
«Информ Полис» можно назвать настоящей кузницей кадров – из этой газеты вышло много хороших журналистов. Я же в свое время был многостаночником – вел криминальную и светскую хронику, был политическим и культурным обозревателем. Событий – интересных, важных, запомнившихся на всю жизнь – было много. Помню, в конце 90-х выезжали с Ларисой Покацкой на «подрыв» криминального авторитета – я разговаривал с саперами, она брала интервью у жителей дома, где было установлено взрывное устройство. Ездили на «стрелку» в Селенгинский район – «братва» встречалась с местными, которые начали приторговывать коноплей.
«Мы всегда честно делали свою работу и открывали читателям глаза»
Тимур Бадмаев пришел в «Информ Полис», когда еженедельник был черно-белой газетой формата А4. Много лет он был редактором, стал учителем для десятков журналистов, а ведь когда-то давно его собственный материал забраковали и не напечатали. Сейчас Тимур путешествует по странам Восточной Азии.
- То ли в 1995, то ли в 1996 году я пришёл к Славе Дагаеву с материалом, который он не стал печатать. Он был тогда главным редактором, а журналистом был Дима Родионов. Помню, как Слава, в отличие от множества других редакторов того времени, доходчиво и ярко объяснил, почему он не будет это публиковать и что ему нужно от журналистов. Эта встреча меня, можно сказать, окрылила, и я стал писать для «ИП». Коллектив тогда был небольшой, но очень веселый и дружный. Я с теплотой вспоминаю то время, ведь при мне начались грандиозные преобразования в газете. С черно-белого 4-го формата перешли на 3-й, а потом на цвет. Увеличили объём и тираж. Страшно вспомнить, что в те годы мы выходили тиражом по 50 тысяч экземпляров. И все они разлетались как горячие пирожки.
«ИП» старался всегда быть на острие тех тем, которые волновали читателей. Ну и время было другое, разумеется. Можно было откровенно писать обо всем. Из знаковых материалов того времени могу отметить наш репортаж с места разгона лам и хувараков, протестовавших против вывоза «Атласа тибетской медицины». Мы, пожалуй, были единственным изданием, которое выступило против официальной позиции властей. В общем, тем было много, но мы всегда честно делали свою работу и открывали глаза читателям на многие события и вещи того времени.
«Кто-то хватался за голову, кто-то бежал курить»
Тамара Нагуслаева – заместитель председателя Комитета по информационной политике, а еще неотъемлемая часть истории «Информ Полиса», под руководством которой газета выпускалась много лет.
- В «Информ Полис» я пришла в 1998 году и проработала более десяти лет. Слава Дагаев, учредитель, редактор, журналист и просто отличный человек, собрал молодую креативную команду ребят с запоминающимися именами Алекс, Евгеша, Славик, Владис… Эта команда дизайнеров-верстальщиков была наше все, потому что они спокойно сокращали наши тексты, придумывали заголовки, подписи под фото, сидели с рекламодателями и воплощали плоды их буйной фантазии в нереальные газетные модули. В редакции была неформальная дружеская и теплая атмосфера. Наверное, потому, что народу было еще немного, все знали жен, мужей, детей, вместе отмечали праздники, ходили в гости, в общем, не скучали.
Тогда сложился и журналистский костяк: Инна Рыжкова, Лариса Покацкая, Александр Махачкеев, Алексей Анготкин, которого нет сейчас с нами. «Полис» уже тогда жил по принципу Славы Дагаева - частенько он забегал в кабинет в день сдачи номера в типографию и громко провозглашал: «Все меняется!!!». Кто-то хватался за голову, кто-то бежал курить. Это означало, что готовый номер газеты будет переделан, иногда и полностью. Так и пошло: постоянно что-то менялось, шли эксперименты, появлялись новые проекты... Радует, что «Полис» все так же активно развивается, сохраняет молодой и жизнерадостный коллектив, любим своими читателями и рекламодателями. Все меняется к лучшему.
«Возьми быка за подписку!»
Тот «Информ Полис», который существует сейчас, - это результат работы очень многих людей, в том числе тех, которые отвечали за подписку и распространение. Алексей Ханхалаев, работавший в отделе развития издательского дома, рассказывает: иногда распространение газеты было не совсем безопасным делом.
- Мне повезло работать с по-настоящему звездным составом: журналистами и менеджерами по рекламе. Коллектив был очень дружный, мы много времени проводили вместе. Моей задачей было продвигать подписку. Помню, как-то разыгрывали среди наших подписчиков быка. Для акции мы придумали провокационный слоган: «Возьми быка за подписку!». Выиграл подписчик из Еравнинского района, а быка нам предоставил Мухоршибирский район. И вот мы арендовали грузовик, взяли фотографа и оператора и поехали перевозить быка. Это оказалось непростой задачей – бык по кличке Тираж был крупной калмыцкой породы, весил около 500 килограммов и лезть в грузовик категорически не желал. В итоге Тираж распсиховался, стал агрессивно себя вести, и скотники наотрез отказались нам помогать. Пришлось оставить Тиража и взять другого быка, попокорнее. Ехали медленно, поэтому до места назначения попали только через 12 часов – уставшие, голодные. Победителями оказалась пожилая чета, которые побоялись выгружать быка к себе во двор. Так что нам довелось глубокой ночью искать председателя местного колхоза. Кстати, очень интересный конец у этой истории – новый лже-Тираж, насколько я знаю, в итоге был оставлен как производитель и прожил долгую счастливую жизнь. А настоящий Тираж, так бурно протестовавший против переезда, через два месяца был отправлен на убой.
«Газета была хулиганская в хорошем смысле этого слова»
Известный журналист Дмитрий Родионов работал в «Информ Полисе» в переломную эпоху для всей страны – во времена выборов первого президента России и самого крупного дефолта в истории.
- Мы совсем молодыми были тогда ребятами, это время мне запомнилось как время свободы. Тогда активно шел передел собственности, чиновники жили как в последний день, было много явных нарушений. Чиновники вольно обращались с бюджетом, вовсю процветало нецелевое использование бюджетных средств. А мы про это писали. Причем писали свободно, без оглядки на какие-то чины. Газета была хулиганская в хорошем смысле этого слова. Мы выдавали критичные материалы, но в суды на нас не подавали. Тогда я только начинал свою деятельность журналиста, может, поэтому я сейчас вспоминаю это время с особенной теплотой.
«Многие худели вместе с нами»
Яркий «похудательный» проект Аркадия Зарубина и Лены Прокофьевой стал одним из первых онлайн-проектов: в режиме реального времени герои блога худели на глазах у тысяч читателей.
- Я проработал в «ИП» всего год - с января 2010-го по март 2011 года. Но это был яркий, динамичный год. Сначала я возглавлял рекламный отдел, потом был шеф-редактором сайта infpol.ru. Я познакомился с Соелмой Дагаевой на одном из брейн-рингов, которые в то время организовывал, она пригласила меня поработать в издательском доме. Не долго думая согласился. Тогда в коллективе было приблизительно 50 человек. Моими коллегами были Татьяна Анхонова, Туяна Цыренжапова, Тамара Нагуслаева, Костя Гетманский, Аревик Сафарян, Александр Махачкеев - они трудятся уже в других местах.
Конечно же, мне запомнился веселый похудательный проект с Леной Прокофьевой. Мы в течение нескольких месяцев на сайте infpol.ru вели блог, где рассказывали, как нам «худеется». Многие в республике худели вместе с нами.
«Словосочетание «Операция «Бухлер» ушло в народ»
Острая аналитика журналиста Сергея Басаева приводила к переменам в жизни всей республики.
- В «ИП» я пришел в 2008 году. Было много расследований, отголоски одного из них вижу до сих пор. Это был скандал, связанный с реализацией трех регионально значимых экономических программ в области сельского хозяйства. Тогда в рамках программы Бурятия получила 4,1 млрд рублей. Пришел первый транш – 700 млн рублей. На эти деньги можно было всем без исключения районам приобрести все, что им необходимо. Это был хороший шанс для поднятия бурятского сельского хозяйства. Но чем все это закончилось? Первый транш пришел, наши нашли софинансирование в 130 млн, и в итоге на 30 млн закупили технику, а на оставшиеся деньги закупили дорогущую импортную технику, которая в наших краях была неэффективна, так как рассчитана на большие площади. При этом их закупили по ценам, завышенным на 25 – 30%, а потом впарили нашим же агрофермам по договорам агролизинга. Таким образом, они надели хомут на хозяйства, которые оказались на грани банкротства. Схема была насквозь коррупционная. Но, кстати, сейчас испытываю некоторые угрызения совести по поводу конца этой истории – мы рассчитывали, что после вскрытия этого деньги будут использованы более разумно, но вышло так, что после скандала финансирование вообще обрезали.
«Показывал дома номер газеты»
Станислав Максаров проработал в «Информ Полисе» шесть лет. Сейчас талантливый дизайнер занимается веб-дизайном в Ванкувере.
- Я начал работать 26 ноября 2009 года в качестве специалиста по связям с общественностью, в общем, был типа интерна. Вадим Имидеев, на тот момент руководитель рекламного отдела, практически сразу спросил, умею ли я пользоваться графическими редакторами. После положительного ответа моим чуть ли не первым заданием стало сделать баннер. Затем в моих обязанностях появились баннеры на сайт, сначала статические, затем гиф. И так по нарастающей. В итоге я стал дизайнером газеты и проработал на этой позиции почти 6 лет - до 15 октября 2015 года.
Ярко запомнил сдачу первого номера. Так как я только начал, мне доверили совсем небольшой объем работы. Я точно помню, что сверстал материал «Оптики Сэсэг» на полполосы и целую полосу «поздравлялок». Я не знал о порядке сдачи тетрадок, поэтому полосу дотянул до последнего момента, но в итоге все сдали в срок, а те полполосы отметили на планерке и вывесили на доске как лучший дизайн номера. Не знаю, был ли это реально лучший дизайн или просто мотивация, но было приятно. Как же ждал этого номера! И потом показывал дома, что я сделал. Наверное, на протяжении месяца-полтора я выискивал все свои сверстанные макеты и полосы, но потом это стало обыденностью.
«Глаза загорелись – вот она, рыба моей мечты!»
Полина Ориак, сейчас жительница Канады, в 2015 году стала одним из создателей нового отдела «Информ Полиса» - digital-направления.
- Я помню, как два года назад с тоской разглядывала статьи на «Вондерзайне» и The village. Разглядывала - потому что красиво, а с тоской - потому что хотелось в Улан-Удэ делать также. И звезды сошлись ровно на этом моменте, потому что именно тогда мы встретились с Чингисом Дагаевым, и он поделился планами о развитии сайта infpol.ru и новом digital-направлении - продвижении в интернете. Глаза загорелись - вот оно! Вот она, рыба моей мечты! Я помню, как сверстала первый проект на сайте и опубликовала свою первую статью. Ни с чем не передаваемое чувство. Чувство удовлетворения и удовольствия, когда слово можно сочетать с новыми возможностями визуального наполнения. Так практически два года назад мы новой командой начали новое направление. Придумали отделу название - и понеслось. Самое крутое, конечно, было, когда клиенты с нашей помощью стали продавать свой продукт. Причём продукт далеко не дешёвый. 5-минутные планёрки стоя, «Трелло», скрам, шерабельность - люди на нас косились и продолжали не понимать, что происходит, а квартиры, роллы и шубы продолжали продаваться.
«Журналист ИП» - это особая каста
Туяна Цыренжапова, криминальный журналист «Информ Полиса», теперь живет в Москве и руководит информационно-рекламным отделом клиники тибетской медицины «Наран»:
- Я очень благодарна судьбе, что стала частичкой медиа-гиганта Бурятии и коллектива, считающегося в республике по праву журналистским олимпом. И тогда, и сейчас, без преувеличения, «журналист ИП» - это особая каста в медийных кругах республики, и я в ней состояла с октября 2005 по январь 2016 года! За эти годы мне посчастливилось не раз побывать с журналистскими заданиями даже в самых отдаленных северных районах республики.
Жизнь кипела, и мне очень нравился этот драйв новых мест, «горячих» событий и впечатлений. Зачастую выпадало так, что, едва вернувшись с одной командировки, нужно было выезжать уже в следующую поездку нашим «экипажем спецкорров «ИП»: любимый водитель дядя Саша, фотокорры Марк Агнор и Александр Гармаев. Я всегда испытывала трепет и волнение, беря в руки свежий номер, ведь за каждым репортажем, будь то маленькая новость или «гвоздь номера», всегда чья-то человеческая судьба с ее переживаниями, трагедиями, радостями. И не сопереживать и не пропустить через себя их боль невозможно. Журналисты не циники, их задача как профессионалов - иметь некий панцирь здорового хладнокровия, чтоб иметь возможность объективно осветить событие. Этому меня научила профессиональная школа «ИП».