В бурятском сегменте соцсетей всё чаще появляются истории о последователях криминального движения АУЕ (Арестантский Уклад Един, Арестантско-уркаганское единство – прим. авт.). На это обратило внимание информационное агентство «FleshSiberia».
Так, на днях одна из посетительниц популярного паблика «Аноним 03» призналась, что всерьёз переживает за своих детей.
- Уже не первый раз замечаю, как группа ребят ходит на каток и высматривает жертву. Вот и сегодня то же самое: подходят к незнакомым ребятам и начинают их грузить и бить. Что творится? У меня самой сыновья подрастают и я за них переживаю. Самое интересное – все видят драку и никто не подойдёт хотя бы разнять их. Все боятся за себя. Давайте будем добрее, – призвала она земляков.
В комментариях к посту участники сообщества посоветовали автору начать с себя – «подойти и заступиться», а не писать жалобы в соцсетях. Тогда и «народ подтянется», уверены интернет-пользователи. Кто-то припомнил случаи из своей жизни.
- Я жила несколько лет назад в одном из посёлков нашей республики. Работала учителем в школе. Там это АУЕ процветает. Так вот, будучи беременной, попыталась выдворить подобную компашку из коридора школьного общежития, в котором в то время проживала моя семья... Что вы думаете? Они не только обложили всеми возможными матами, но и угрожали, что подожгут общагу, – рассказала другая посетительница паблика. – Люди вызывали милицию, помню. Те тоже ничего с ними не могли сделать... Так что не бросайтесь громкими словами, а попробуйте сами к ним подойти и что-то предпринять.
Некоторые жители Бурятии считают, что во всём виновато телевидение:
- Нет примера для подражания. Раньше были актёры, спортсмены, фильмы про добро. А сейчас что ни профессия – то в законе: мент, вор, учитель, сантехник. По всем каналам показывают бандитизм. Как он процветает и как на зоне живут. Оттого и молодёжь тянется к преступному миру, а не к строю трудящихся.
Пользователи соцсетей отмечают: на самом деле последователи АУЕ даже понятия не имеют, что это такое.
- Последнее время очень часто слышу от друзей, как их заставляли какие-то парни взять займ на несколько тысяч, кого-то просто избивали за то, что они живут «не по понятиям». Обращаюсь к тем, кто восхваляет эту субкультуру, относится к ней и просто «репостит» записи с этой аббревиатурой: у вас есть хоть капля ума? Уже не 80-90-е, чтобы это было модно. Или вы тоже жаждете попасть в «места не столь отдалённые»? Для чего пропагандируете всё это? Вы – просто недоразвитое стадо дегенератов, которыми манипулировать легче лёгкого, – написал анонимный автор. – Смешно смотреть на малолеток, которые даже школу не закончили и уже орут на всю улицу «АУЕ, жизнь ворам!». Большинство из них даже понятия не имеют, что орут.
«Идеология и объект поклонения»
Отметим, в прессе то и дело публикуются статьи о подростках, живущих по воровским понятиям. Шумиха в СМИ началась после того, как в июле 2016 года ответственный секретарь совета по правам человека (СПЧ) Яна Лантратова сообщила: тюремная субкультура держит под контролем детей из 17 российских регионов, в том числе Забайкалья, Бурятии и Иркутской области.
Об АУЕ, «захватившем» байкальские регионы, неоднократно писали ведущие федеральные издания. Телеканал «Россия 24» даже посвятил этой проблеме спецрепортаж под названием «Забайкальская каморра». Тогда корреспондент рассказал: неформальное движение в Бурятии и Забайкальском крае буквально «поглощает» местную молодёжь, а заправляет «блатным миром» один человек – авторитет Георгий Углава по прозвищу Тахи.
В декабре откровения самих последователей этого движения опубликовал «Московский комсомолец». А буквально через полгода в «Новой газете» появилась ещё одна статья об АУЕ под названием «Страна из трёх букв». По мнению автора материала – Алексея Тарасова – аббревиатура АУЕ стала «настоящей идеологией» и «объектом поклонения» среди подростков, склонных к криминалу. Её используют в качестве возгласа-приветствия, для идентификации «свой-чужой» и при нападениях на граждан. «НГ» называет АУЕ «новой пионерией» и отмечает: без досконального изучения движения, пропагандирующего тюремную романтику, невозможно понять криминализацию современных подростков, которая сегодня «достигла пугающих масштабов».
АУЕ – под запрет
Криминальная идеология постепенно проникает и в Интернет. Множество тематических сообществ и пабликов есть в соцсети «ВКонтакте». Подробно о них в июле рассказывала «Открытая Россия».
Сегодня бороться с проблемой решили на законодательном уровне. На днях в Госдуму поступил законопроект, запрещающий пропаганду АУЕ в Интернете. Автор документа – член Совета Федерации Антон Беляков – рассказал: если инициативу одобрят, Роскомнадзор сможет во внесудебном порядке блокировать незаконные ресурсы.
В беседе с «Национальной службой новостей» Беляков подчеркнул: табу на распространение информации о криминальной субкультуре должно действовать наряду с запретами на пропаганду суицида, наркотиков и экстремизма. По словам сенатора, в соцсетях члены криминальных сообществ создали множество групп, на которые подписываются сотни тысяч пользователей.
- В молодёжные банды вступают юноши, которые имеют проблемы с родителями, испытывают трудности в общении со сверстниками и попросту хотят получить чьё-то одобрение или поддержку. Ведь преступное сообщество, в первую очередь, позиционирует себя как братство, члены которого всегда вступятся за товарища в непростой ситуации, – пояснил он.
Озаботились ситуацией и власти Бурятии. На круглом столе в конце октября зампред правительства республики по вопроса безопасности Пётр Мордовской отметил, что в воспитании подрастающего поколения важно сделать упор на идеи патриотизма и «показать, что это модно».
- АУЕ – социальная проблема всех институтов общества, не только правоохранительных органов. Перед нами стоит совместная задача – как увлечь молодёжь, создать условия для её самореализации, – подчеркнул зампред.
И.о. руководителя отдела процессуального контроля СУ СК России по Бурятии Баярма Самданова сообщила: за последние 10 лет криминальная субкультура получила массовое распространение.
- За 2016 год нами было расследовано и направлено в суд 188 уголовных дел в отношении 256 несовершеннолетних. Это меньше, чем в Забайкальском крае и Иркутской области, но характер совершённых преступлений в Бурятии более тяжкий. Количество подростков-убийц в республике больше, проявляется агрессия в отношении сотрудников ПДН, – рассказала она.
Отметим, если законопроект, внесённый в Госдуму, примут, писать об АУЕ перестанут и в СМИ. Ведь в документе чёрным по белому сказано: «В средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях запрещается пропаганда криминальной субкультуры, которая выражается в распространении информации о социокультурных ценностях преступного мира, направленной на формирование привлекательности криминального образа поведения».
Интернет-газета Znak.com, между тем, отмечает: причина успеха АУЕ – не в пропаганде этой субкультуры. Паблики в социальных сетях – лишь следствие, симптом более серьёзной проблемы. А проблема кроется в глубоком социальном неравенстве, общественной несправедливости и отсутствии перспектив для миллионов молодых людей по всей стране.