В марте 2016 года в Воздушный кодекс России внесли поправки, согласно которым владельцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) должны их регистрировать. С 5 июля 2017-го соответствующий закон вступил в силу. Под его действие попали не только популярные сегодня дроны (или квадрокоптеры), но и летающие игрушечные самолёты и вертолёты весом более 250 граммов.
Предполагается, что для постановки на учёт обладатель беспилотника должен предоставить все данные о нём (вес, номер, страна-изготовитель), а также свою контактную информацию (для юрлиц – название организации и ИНН, для физлиц – паспортные данные, номер телефона и адрес электронной почты). Это необходимо сделать в момент покупки аппарата в России или в течение десяти дней после ввоза на территорию страны. Есть и ещё один вариант – подать заявление в электронном виде. После этого владельцу пришлют RFID-метку, эквивалентную чипу в биометрических паспортах. Благодаря ей можно «вынести предупреждение» летательному аппарату, который выполняет несанкционированные и опасные действия, а при необходимости – быстро его посадить.
Об этом законе чиновники говорили почти два года. И принимали его постепенно. Да только про систему регистрации квадрокоптеров почему-то не подумали. Конкурсы на её создание прошли только в начале лета, писала «Комсомольская правда». На разработку выделили ни много ни мало 65 миллионов рублей. В июле появилась информация, что регистрацией будет заниматься ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Но в ведомстве, которое подчиняется Минтрансу, её опровергли.
В итоге министерство транспорта разрешило временно не ставить БПЛА на учёт. Однако при желании можно воспользоваться специальным сайтом, созданным в Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС).
Штрафы на полёты
В Улан-Удэ, между тем, уже думают, как взять под контроль владельцев и любителей летательной техники. Эти функции возложат на комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству. Вопрос обсуждался на сессии горсовета накануне, 7 декабря. Докладчиком по нему выступил председатель комитета Юрий Ткачёв.
- Согласно пункту 49 федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полёты воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, подъёмы привязных аэростатов над населёнными пунктами, а также посадка на расположенные в границах населённых пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, – сообщил Ткачёв. – В связи с этим предлагается дополнить функции комитета выдачей разрешений на выполнение перечисленных работ.
Иными словами, для любых полётов, даже во дворе дома, потребуется согласие властей. Возникает вполне логичный вопрос – кто будет это отслеживать? Но и тут чиновники всё продумали: они вроде как намерены сотрудничать с улан-удэнским отделением филиала «Аэронавигация Восточной Сибири».
- Комитет провёл первичные обсуждения с организациями и предпринимателями, которые попадают под действие данного правового регулирования, и приступил к разработке муниципального порядка для выдачи разрешений пользователям воздушного пространства, – поведал Юрий Ткачёв. – В настоящий момент он проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
Улан-удэнские чиновники, как выяснилось, изучили опыт других регионов. На вопрос депутатов о том, нужно ли наряду с другими БПЛА получать добро властей на запуск квадрокоптеров, глава комитета ответил утвердительно. Нарушителей обещают карать рублём. Штраф для граждан составит от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 25 до 35, а для юридических – от 250 до 350 тысяч.
Когда нововведения вступят в силу, в мэрии не уточнили. Однако народные избранники поддержали их единогласно.
«Это мертворожденный закон»
Мы попросили владельцев беспилотников прокомментировать инициативу властей. Известный фотограф Александр Гармаев усомнился в необходимости получать подобные разрешения.
- Делать это многие просто не будут, к тому же квадрокоптеров в Улан-Удэ не так уж много, – отметил он. – Как их будут ловить?
Другой обладатель летательного аппарата, который пожелал остаться анонимным, также отнёсся к этой идее скептически.
- Мэрии, видимо, заняться нечем, все остальные проблемы решены. Теперь городские чиновники будут бегать по Улан-Удэ и ловить незарегистрированных парашютистов, дельтапланеристов и владельцев квадрокоптеров. Организуют, наверное, специальный отряд, который будет в бинокли разглядывать небо в поисках незарегистрированных летательных аппаратов. Может, зенитки закупят, чтобы их сбивать. Чисто технически они там как себе представляют реализацию этого запрета? Я вот не представляю. Допустим, я запустил квадракоптер над площадью Советов, заглянул в окно к мэру. И что дальше? Ничего. Я в километре от площади и меня не видно. Это мертворожденный закон.