С 1 октября запрещен промышленный лов байкальского омуля и ограничено любительское рыболовство. Такие суровые меры вызваны крайней необходимостью – сегодня омуль оказался на грани исчезновения. Однако даже в научных кругах нет единства по поводу оценки численности популяции омуля и необходимости запрета на его вылов. Комитет Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку провел совещание, где выслушали доводы всех заинтересованных сторон. Кроме этого были обсуждены вопросы государственной поддержки рыборазводной отрасли, финансирования научных институтов. Об этом рассказали в пресс-службе НХ.
С основным докладом выступил директор Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд. По его словам, с 2004 года наметилась устойчивая тенденция по снижению популяции омуля.
- Биомасса байкальского омуля за последние 20 лет снизилась примерно в три раза и остается на низком уровне. Необходим запрет на вылов омуля минимум на пять лет, - подчеркнул Владимир Петерфельд.
С этой позицией не согласился Арнольд Тулохонов. Ученый, рассуждая о необоснованности введения запрета на вылов омуля, опирается на данные Лимнологического института СО РАН. По их данным популяция омуля действительно снизилась, но не так сильно, как утверждают ученые «Госрыбцентра». По мнению Лимнологического института биомасса омуля в 2-3 раза больше – около 20 тысяч тонн.
- Долгое время промышленный вылов омуля оставался на одном уровне, а ситуация стала ухудшаться в последние годы. Значит, это не единственная причина снижения популяции омуля. Если окончательно решить вопрос с браконьерским выловом нерестового омуля это даст больший эффект, чем полный запрет на вылов омуля, - убежден ведущий инженер лаборатории ихтиологии Лимнологического института СО РАН.
Еще одна проблема, которая волнует жителей Бурятии – это занятость населения. Из-за запрета на вылов омуля без работы останутся многие жители прибайкальских районов. Заместитель руководителя Республиканского агентства занятости Николай Пивоваров отметил, что работа ведется. Но она сводится в основном к выплате пособий по безработице. Есть вариант с общественными работами за 10 тысяч рублей в месяц. Однако часть собравшихся усомнилась в том, достаточно ли будет такой суммы. Многие посчитали, что существует вероятность того, что граждане станут «браконьерами поневоле»,
- Сегодня главной пострадавшей стороной оказалось население побережья Байкала. Предыдущий запрет был принят в условиях планового государства, когда у людей была работа. А сейчас мы получим рост осужденных за счет жителей байкальского побережья, - отметил Арнольд Тулохонов.
Напомним, полный запрет уже вводился в Советском Союзе. Но тогда в прибрежных районах открывались крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, создавались новые рабочие места. К сожалению, в этом отношении пока серьезных подвижек не видно.
- Мы прекрасно понимаем, что дело не только в запрете, ситуацию можно решить, только используя комплексный подход, обеспечивая занятость людей, которые до сегодняшнего дня занимались рыболовством и его переработкой, организацией рыборазводного процесса на совершенно новом уровне, выделения дополнительного финансирования на проведение научных исследований,- подвел итоги совещания председатель аграрного Комитета Александр Попов.
Напомним, промышленный вылов байкальского омуля запрещён в Иркутской области и Бурятии с 1 октября.
С 2008 по 2015 годы биомасса омуля сократилась практически в два раза. По мнению ученых, виной тому обмеление Байкала, незаконный вылов омуля и неблагоприятная экологическая обстановка в целом. Байкальский филиал «Госрыбцентра» оценивал текущую ситуацию с нерестом омуля катастрофической - по данным на 2016 год количество заходящих на нерест производителей составило около 700 тыс, что в четыре раза меньше чем 10-20 лет назад. По оценкам специалистов, есть риск, что в ближайшие 5-6 лет восстановление не произойдет.