Байкал
3821

В Приангарье вокруг «сафари» на нерп разгорелся грандиозный скандал

Реклама охотничьего тура исчезла из Интернета после шумихи в СМИ

Фото: russianstock.ru

Недавно одна из иркутских турфирм объявила о наборе желающих поохотиться на байкальского тюленя. На официальном сайте компании сообщалось, что тур продлится неделю (восемь дней и семь ночей), а его стоимость составит 150 тысяч рублей.

- Прячась на открытом ледовом пространстве за специальным парусом, вам предстоит вместе с опытным эвенкийским охотником скрадывать расстояние до нерп до прицельного выстрела. Однако будьте осторожны – они всегда начеку! А после успешной охоты вам предстоит отведать экзотических деликатесов из нерпиного мяса, – говорилось в рекламном предложении.

Одним из первых тревогу забил известный орнитолог и эколог из Приангарья Виталий Рябцев.

- Инициативные господа с большой прибылью для себя развивают «охотничий туризм», не дожидаясь официальных разрешений, – написал он в соцсетях.

Сейчас реклама исчезла из Сети: при попытке перейти по ссылке сайт турфирмы выдаёт ошибку. Не исключено, что причиной стали многочисленные публикации в местной прессе. Ряд иркутских изданий поспешил сообщить: компания «прорывается» благодаря квотам коренных народов, ведь сейчас добывать нерпу могут только эвенки.

«Складывается ложное представление»

В ситуацию решил вмешаться депутат Госдумы от Иркутской области Николай Николаев. Парламентарий направил запросы в правоохранительные и надзорные органы с просьбой дать правовую оценку этой деятельности.

- Мы позвонили по телефону, указанному в рекламе, и выяснили любопытную деталь: охота на нерпу планируется за счёт квоты, которая предоставляется коренным малочисленным народам (КМН), проживающим на Байкале на территории Бурятии. Насколько это законно, должны установить правоохранительные органы, – отметил Николаев и подчеркнул, что квота выдана не для охотничьего туризма. – Не получается ли, что под видом промысла КМН, в обход законодательства, происходит нелегальная предпринимательская деятельность?

В разговоре с «Вести-Иркутск» депутат уточнил: речь идёт не только о возможном злоупотреблении квотами, но и нарушении правил ношения оружия. Это также выяснилось после звонка в турфирму.

- Когда мы сообщили по телефону, что у нас нет охотничьих билетов, но хотелось бы поохотиться, нам сказали, что выделят оружие и никакие билеты не попросят, – поделился с журналистами парламентарий.

 

Видео YouTube / канал "Vesti Irkutsk"

Впрочем, представитель компании заявил, что их реклама – всего лишь способ выявить интерес к таким предложениям, а туристы будут только наблюдать, как нерпу добывают коренные жители. То же самое организаторы «сафари» рассказали «Комсомольской правде в Иркутске».

- Мы пока не продали ни одного тура, – признался изданию коммерческий директор Владислав Ли. – Но те, кто его приобретут, будут участвовать в охоте в качестве наблюдателей. Эвенки стреляют – гости смотрят. При желании человек сможет оставить себе на память чучело байкальского тюленя. И да, мы признаём – на сайте информация подана так, что у людей складывается ложное представление о предлагаемых нами услугах. Будем исправлять ситуацию.

Как выяснилось, запустить тур компания хотела в 2019-м году, когда Росрыболовство в перспективе планирует разрешить на Байкале добычу нерпы в промышленных масштабах. Директор Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд пояснил: в этом году для нужд коренных малочисленных народов выделили квоту на вылов трёх тысяч особей плюс ещё 500 – для научных целей.

«Всегда нерпу отстреливали»

Жителей Бурятии возмутило предложение устроить охоту на нерп. «Как негуманно, мир сошёл с ума!», «Такая красота – единственная в мире и хотят за деньги загубить всё», – пишут люди в соцсетях.

Напомним, три года назад в Минсельхозе Бурятии всерьёз задумались о возобновлении  охоты на байкальских тюленей. На тот момент их популяция в акватории озера достигла 100 тысяч голов, что значительно превышало кормовую базу. Республиканские власти заговорили о промышленной переработке мяса и шкуры  и даже предложили наладить производство меховых изделий и сувениров.

Вскоре на сайте change.org появилась петиция с требованием не допустить промысел нерпы. Авторы – члены автономной некоммерческой организации «Бумеранг» – обратились к главе государства Владимиру Путину и министру природных ресурсов России Сергею Донскому. В частности, они отмечали, что при решении проблемы регулирования численности нерп требуется научный подход.

Прежний глава региона Вячеслав Наговицын также высказался против. Он заявил, что говорить о массовом отстреле эндемика сегодня не приходится.

- Я вообще не понимаю, кто поднял эту тему, причём так остро, – заявил экс-руководитель республики на встрече с представителями СМИ.

А вот бывший сенатор от Бурятии (ныне – академик РАН) Арнольд Тулохонов идею добычи нерп поддержал.

- Они имеют привычку, не находя еды, умирать. При достижении какой-то численности включается механизм естественного регулирования. История с чумой плотоядных, которая произошла несколько лет назад, может повториться, – сообщил он. – Во-вторых, местные жители хотят иметь источник дохода. Вот сказали, что нельзя ловить рыбу, нельзя стрелять... А что людям делать? Другое дело, что все эти нормативы должны быть рассчитаны, приняты и доказаны. Всегда нерпу отстреливали – и ничего, всё нормально было.

По словам Тулохонова, лоббируют эту идею именно рыбаки.

- Я точно знаю, что нерпы рвут сети в дельте Селенги, в Усть-Баргузине, и именно рыбаки настаивают на том, чтобы увеличить отстрел, – добавил экс-сенатор.

Под петицией в защиту байкальского тюленя удалось собрать около ста тысяч подписей. А Минприроды России заявило, что не намерено разрешать промышленный вылов нерпы: это запрещают правила рыболовства, введённые в 2009 году. В министерстве сельского хозяйства Бурятии в итоге пошли на попятную. Однако минувшей осенью в Минприроды России вновь подняли этот вопрос.

Кстати, против отстрела байкальского тюленя высказывались и известные личности. Среди них – популярный российский певец и музыкант Пётр Дранга. Артист призвал сибиряков беречь и защищать единственных млекопитающих, обитающих на озере, сообщал сайт «IrkutskMedia».

- Я очень хочу побывать на Байкале и посмотреть на маленьких нерп. Ни разу их не видел. В ближайшее время хочу съездить на озеро, это один из моих ближайших планов. На нерп долгое время запрещали охотиться, а сейчас их отстрел разрешили потому что тюленей стало много, а рыбы мало. Как печально, что человек регулирует популяцию животных. Я задумался. Нас никто не регулирует с другой планеты, поэтому хотелось бы, чтобы всё само по себе росло, жило и, самое главное, не убивалось человеком, – заявил Пётр Дранга.

«Кровавое и мерзкое зрелище»

ИА «Regnum» отмечает: те, кому лично довелось наблюдать промысел нерпы, знают, что он больше похож на жестокую бойню.

- Это невероятно кровавое и мерзкое зрелище, учитывая, что именно байкальскую нерпу считают одним из млекопитающих, наиболее близких по интеллекту к человеку, а убивают, как правило, детёнышей, мясо которых ценится больше и не так сильно пахнет рыбой, как у взрослых особей. После первой линьки ценность представляет их мех, – подчёркивает издание.

К примеру, во время охоты на льду браконьеры ставят сеть в лунку, которая находится внутри логова самки нерпы, кормящей своего дётеныша. При этом умная и осторожная самка очень редко попадается в сеть, и добыча охотников полностью состоит из малышей. В подавляющем большинстве случаев бельки достаются им живыми. Они не пугливы – напротив, нередко сами льнут к человеку, принимая его за мать. А охотник подходит к молодым нерпятам с молотом и бьёт их по голове.

Справка infpol.ru
Байкальская нерпа – один из трёх пресноводных видов тюленя в мире, эндемик Байкала. Особенно широко обитает в северной и средней частях озера. В июне в Баргузинском районе можно наблюдать большое количество этих животных – расположенные там Ушканьи острова являются их естественным лежбищем. Вопреки распространённому мнению, байкальская нерпа не внесена в правовой раздел Красной книги России, а лишь упомянута в перечне животных, «нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде». Нерпа занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы как вид, близкий к исчезновению. Вес новорожденного детёныша  нерпы – до 4 килограммов, шкурка у него белого цвета, отсюда и название – белёк. Около 4-6 недель нерпёнок проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери.  К тому времени, как логово разрушится, он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. Период лактации заканчивается через 2-2,5 месяца. Иногда она  длится и дольше –  3-3,5 месяца: наблюдается зависимость от состояния ледового покрова.  С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, цвет меха постепенно меняется, он становится серебристо-серым у двух-трёхмесячных, а затем буро-коричневым – у более старших и взрослых особей.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях