Состояние дорог и мостов в Сибири настолько плачевно, что обычные перевозки превращаются в экстремальное шоу. Видео, недавно попавшее в топ англоязычного новостного агрегатора Reddit, лишний раз заставит в этом убедиться.
— Я видел много безумных роликов о России, но это?! — восклицает читатель. На видео запечатлена переправа грузовика с прицепом по узенькому мосту через реку Витим, расположенному на границе Бурятии и Забайкалья. Зрелище это явно не для слабонервных: колеса КАМАЗа движутся практически по краю моста…
«Сумасшедшие русские», — вторит ему другой, пускаясь в пространные рассуждения про нравы россиян. Тем временем ролик уже набрал 15 тыс. просмотров.
Мост этот, несмотря на его отдаленность от цивилизации, и без этого видео достаточно известен. Среди путешественников и любителей экстремальных дорожных условий он пользуется славой одной из самых опасных переправ в мире.
Отголосок БАМа
Длина конструкции составляет 560 метров, высота по настилу, от среднегодового уровня реки — 15 метров, а глубина реки в дни паводков — 25 м. Настил сделан из железнодорожных деревянных шпал, уложенных поперёк движения. Шпалы скрепляются между собой стальными пластинами, из которых торчат ржавые гвозди. Перил или барьерных сооружений нет. Между тем по соседству, в 100 метрах, расположен нормально функционирующий железнодорожный мост, через который ежедневно проходят вагоны и составы.
Оба моста являются наследием эпохи БАМа, величайшей стройки века, собравшей 2 млн. человек со всех уголков необъятной страны СССР. Часть из них в итоге так и осталась жить в специально построенных поселках и городах, разбросанных вдоль железнодорожных линий.
Одним из них является Куанда, расположенная в Каларском районе Забайкальского края у границы с Бурятией. В «Малой столице БАМа» постоянно проживает полторы тысячи жителей. Местность эта известна прежде всего тем, что в 1984 году здесь состоялась состыковка западного и восточного участков Байкало-Амурской магистрали, что формально ознаменовало и окончание грандиозной стройки.
За период строительства возведено огромное количество искусственных сооружений, тоннелей, труб. Десять лет ушло на укладку рельсов, которые должны были соединить дюжину территориально-производственных комплексов. В итоге связать железнодорожной артерией удалось лишь Нерюнгринский угольный бассейн.
С распадом Советского Союза люди начали постепенно покидать эти места, а города и поселки — приходить в упадок из-за сворачивания большинства проектов разработки залежей. Вслед за этим процессом БАМ был объявлен нежизнеспособным, а люди, решившие остаться, на долгое время оказались брошены на произвол судьбы.
На сегодняшний день БАМ — это 4300 км. железнодорожного полотна. Объем грузоперевозок составляет около 12 млн. тонн грузов в год, пассажирских перевозок — около 12 млн. человек в год, т. е. примерно 1%. РЖД не получает от эксплуатации дороги никакой прибыли.
Именно Куанду и ближайший населенный пункт Таксимо соединяет мост через Витим. Он является частью дороги, в официальных документах названной «Автодублёром БАМа». Большинство ее участков не знают ремонтных работ со времен Советского Союза, настолько она заросла и разрушилась. Летом, после дождей, затерянная в лесах и болотах грунтовка разбивается до такого состояния, что передвижение со скоростью более 15 км/ч. становится крайне затруднительным. В зимнее время дорога в результате некачественной уборки снега покрывается неровностями и ухабами. Долговременных мер по улучшению ее качества не принимается.
Сам же автомобильный мост через Витим, пожалуй, единственный на этой реке, который функционирует на протяжении более тридцати лет. Он был построен в 1981 году в качестве временного совмещенного. Его открытие пришлось на день Ленинского коммунистического субботника и стало всеобщим праздником.
Ничего удивительного в самой конструкции временного моста нет. Некоторые участки БАМа строили в несколько этапов: например, сначала прокладывали менее затратный, но долгий и извилистый путь, потом пробивали туннель или строили мост, сокращая или выпрямляя дорогу. До сих пор очень много мест на БАМе, где наряду с основными сооружениями присутствуют и временные технические.
В 1989 году был введен в эксплуатацию постоянный железнодорожный мост. Совмещенный временный был списан, но демонтажу не подвергся. Экономической целесообразности в возведении постоянного автомобильного моста, видимо, не было из-за отсутствия интенсивного транспортного потока.
Пытаются экономить
Однако в наше время цены на РЖД сильно возросли, и теперь водители готовы рисковать жизнью за деньги, которые заказчики не готовы платить за железнодорожные перевозки. С временного моста убрали рельсы и с тех пор по нему ездят автомобили на свой страх и риск. Судя по старым фотографиям, раньше мост выглядел куда лучше, чем сейчас. На нем даже были светофор и перила. Со временем оградительные конструкции были растащены на металлолом, а народ приспособил мост для самостоятельной переправы. Временный мост, которого нет в реестре мостовых переходов, который фактически не предназначен ни для автомобильного, ни для пешеходного движения, стал единственным путем на запад.
Сам переезд через мост оставляет после себя весьма сильные впечатления. Одно неверное движение, и автомобиль может упасть в ледяную воду.
Рассказывают, что как-то раз посередине этого моста у одного местного на КАМАЗе пробило переднее колесо. А ширина колеи грузовика — как раз как ширина моста, на запасное колесо не поменяешь. Управляемость никакая, колёса чуть ли не по воздуху. Однако — доехал. Потому что иначе нельзя.
Впереди машины в таких случаях обычно идет человек и руководит сидящим за рулем. В целом, ширина моста вполне позволяет проехать, соблюдая при этом разумную в такой ситуации скорость.
За 36 лет своего существования Витимский мост перенес несколько поджогов. В интернете пишут, что это было сделано специально, чтобы уничтожить насквозь прогнившие деревянные шпалы.
Однако каждый раз местные жители общими усилиями закладывали новыми шпалами металлический каркас, который остался от строителей БАМа. Расстояние между ними иногда составляет 20–30 см, а их надёжность и крепление толком никто не проверяет. Одна половина моста ещё более или менее устойчива, а вот другая выглядит крайне устрашающе: некоторые шпалы набросаны широко друг от друга, и всегда существует риск провалиться колесом между ними. Поэтому часто люди, решившие пересечь мост, предварительно берут с собой доски и прибивают их в самых опасных участках.
Если зимой здесь действует ледовая переправа, то весной, летом и осенью альтернативного пути нет. Только по мосту. Мотоциклистам здесь страшнее всех. Если переднее колесо мотоцикла запнется об какой-нибудь выступ на шпалах, то можно легко слететь с моста.
Как говорят те, кому приходилось пересекать Витим, сооружение испытывает на прочность твои мужество и навыки вождения. Переправа через мост считается поводом для гордости среди путешественников. В соцсети Фейсбук даже создали группу, где участники живо делятся своим опытом прохода через опаснейший мост. На данный момент в ней состоят более 200 человек, большинство из них — иностранцы.
Стоит отметить, что на памяти местных жителей нет ни одного случая, чтобы кто-то свалился в реку.
Памятник времени
Тем временем русскоязычном сегменте интернета складывается ситуация превращения моста в символ. Одни используют его как доказательство бесхозяйственности власти, что надо аварийный мост срочно снести и построить нормальный, затратив на это десятки миллионов рублей, другие подают его как некий экстремальный аттракцион.
Есть и третья сторона, для которой мост — это единственный способ сообщения с соседним населенным пунктом. Достаточно взглянуть на спутниковые карты местности и понять, что другой автомобильной переправы через Витим поблизости нет. Перейти реку вброд нереально. Паромной переправы не имеется.
Ближайший автомобильный мост через реку находится в селе Романовка Баунтовского района, а это уже несколько сотен километров по дорогам в объезд Байкала. В планах — строительство моста через Витим и в Бодайбо.
Среди путешественников то и дело ходят слухи, что мост вскоре будет демонтирован на металлолом. Но, несмотря на 30-летнее плачевное состояние, через него по-прежнему перебираются автомобили.
По соседнему железнодорожному мосту несколько раз в день проходят локомотивы, подбирающие людей на остановочном пункте, расположенном тут же. Проехать же автомобилю по нему не разрешает стоящая там охрана.
Реально ли решить проблему автомобильного моста через Витим? В первую очередь, для этого необходимо произвести оценку прочности опорных конструкций. Затем заменить деревянные шпалы на железобетонные, по краям установить высокие бордюры для страховки, а с другой стороны моста сделать неширокий пешеходный тротуар с перилами из прочной арматуры. Пусть и интенсивность движения по нему невысока, но мост все равно необходим. Привезти материалы проблем не составит, совсем рядом железнодорожный мост. На первый взгляд дело не кажется слишком уж затратным. Но кто бы этим занялся?
По проекту моста вообще нет, — рассказала местная жительница Элина, — но односельчане его постоянно чинят, чтоб проезжать в Таксимо. Получается такая ситуация, что он не относится ни к Бурятии, ни к Забайкальскому краю, поэтому к администрациям регионов обращаться бесполезно. Так что думаю, что ничего не изменится в ближайшее время.
В Министерстве транспорта Бурятии, куда мы позвонили, посоветовали обратиться в Забайкальский край. В отделе дорожного строительства министерства территориального развития Забайкалья включение моста в свое ведомство также не подтвердили.
— Пока не планируется, так как этот мост находится на границе двух субъектов и расположен не на автомобильной, а на технологической дороге, — ответил Сергей Кривощеков-Баженов, начальник отдела.
Итак, на западном берегу — Бурятия, на восточном — Забайкальский край. Так и непонятно, кто ответственен за мост. А он все равно стоит, являя собой некий памятник стойкости, человеческому мужеству и сопротивления времени. Такой же заброшенный и мало кому нужный, как многое на БАМе. Некое зеркало жизни в глухой Сибири, своеобразный символ великих надежд и жестоких разочарований.