Общество
6740

«Все дико суетились и кому-то звонили»: Евгения Балтатарова рассказала подробности своего задержания

Известная бурятская журналистка заявила, что дойдёт до Страсбурга, если не найдёт справедливости в России

Фото: facebook.com / личная страница Е. Балтатаровой

Накануне генеральный директор интернет-журнала «Республика» едва не оказалась за решёткой. С утра к ней прямо на работу нагрянули сотрудники полиции и увезли в отдел на проспекте Победы.

Причиной задержания стал пост в социальных сетях, в котором Евгения Балтатарова анонсировала протестную акцию – 31 марта она решила выйти на площадь Советов, чтобы выразить вотум недоверия городским властям  и в частности мэру бурятской столицы Александру Голкову.

В отделе известная журналистка провела два часа. В 16.30 должно было состояться судебное заседание, но потом его перенесли на 12.30. Евгению признали виновной в организации несанкционированного публичного мероприятия (по статье 20.2 КоАП РФ) и выписали штраф в 30 тысяч рублей. Она же с этим решением не согласилась и от идеи устроить митинг не отказалась.

Задержание гендиректора «Республики» вызвало широкий общественный резонанс. Жители Бурятии недоумевают: как можно было осудить человека за то, чего даже не было? Соцсети пестрят возмущёнными комментариями: «В борьбе с инакомыслящими журналистами наши силовики изобрели новый передовой опыт. Вся Россия будет смеяться».

«Пытался выставить меня дерзкой правонарушительницей»

Но многое, как выяснилось, осталось «за кадром». Подробности громкого задержания Евгения Балтатарова рассказала в статье, которая появилась вечером 29 марта на «Республике». По её словам, сотрудники полиции отдела охраны общественной безопасности Улан-Удэ явились в редакцию в тот самый момент, когда она сама только приехала на работу. Журналистка призналась, что даже не успела сесть за компьютер.

Один из правоохранителей держал в руках видеокамеру.

- Сотрудник, представившийся майором Цыбиктаровым, предложил проехать в отдел для дачи объяснений. Я сказала, что никуда не поеду, если меня официально не задерживают. Ему пришлось меня задержать. Поехали в отдел, где в течение двух часов с меня требовали объяснений по поводу поста в социальных сетях, – вспоминает Евгения Балтатарова. – Все дико суетились, кому-то звонили, поставили человека за мной приглядывать, пока бегали туда-сюда, как будто я убегу. В общем, протоколы я подписала, а показания давать не стала, сославшись на 51 статью Конституции РФ (в ней говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом – прим. авт.). Как-то непонятно для меня в комнате появился полковник. Он не представился, но всё хотел выяснить, кто стоит за мной – подчёркнуто вежливо, если не по-панибратски. Пожелал удачи.

Судебное заседание, по мнению Евгении, перенесли неспроста.

- Видимо, чтобы никто не успел из СМИ приехать, – предположила она. – Но ребята приехали.  Долго ждали в отделе женщину-следователя, которая пошла переодеваться и краситься, услышав, что на суде будут СМИ. Кстати, перед заседанием она доверительно мне сообщила, что надо давить на жалость – сказать, что я малоимущая и тогда, глядишь, мне припаяют не 20, а 10 тысяч штрафа. Видимо, даже не думала, что дадут 30.

Журналистка заявила: суд прошёл быстро и спокойно.

- Я сказала, что не вижу в своём посте состава преступления, ведь митинга как такового ещё не было. Цыбиктаров несколько раз повторил про призывы организовать его – видимо, чтобы на подсознательном уровне подвести к 280 статье Уголовного кодекса о призывах к свержению государственного строя. Было видно, что ему очень важно получить для меня максимально возможное наказание, поэтому он ходатайствовал об аресте, – считает генеральный директор интернет-журнала. – Позже принимал поздравления по телефону и не скрывал своей радости. В суде Цыбиктаров косвенно пытался выставить меня дерзкой правонарушительницей, повторяя, что я осознавала степень ответственности. И ещё упомянул, что у него есть аудиозапись звонка, где я его проигнорировала. Как будто это на что-то может повлиять. 

«Я не боюсь»

Евгения сообщила, что будет оспаривать решение суда в вышестоящей инстанции и даже готова дойти до ЕСПЧ в Страсбурге, если не найдёт справедливости в России. 

- Я не отказываюсь от публичного мероприятия 31 марта. Нужно уметь отвечать за свои слова, тем более сейчас, после этой акции устрашения, стоившей мне больших нервов. Я не боюсь. Кто-то должен взять на себя инициативу и ответственность. Считаю, что цель того стоит. Наш город и его жители достойны нормального мэра, нормального к себе отношения, – высказалась журналистка. – Если понадобится, я готова пройти всю эту унизительную для человеческого достоинства процедуру ещё раз. Главное, чего не могу понять – когда это я оказалась в стране, где у людей отобрали право голоса и самовыражения. У нас с нашими властями есть ещё немного времени. Если нам всё-таки разрешат выйти на санкционированную акцию, я отменю митинг на площади Советов, если нет, то нет.

Отметим, сразу несколько заявок на митинг против Александра Голкова подали члены штаба Алексея Навального. Евгения пообещала присоединиться к сторонникам оппозиционера, если в мэрии дадут добро на протестную акцию. И, по предварительным данным, «антимэрское» мероприятие уже согласовали. Оно состоится 7 апреля в 18.30 в парке «Юбилейный». Эту информацию в беседе с infpol.ru подтвердил заместитель координатора штаба Навального Денис Скитёв.

- Они попросили перенести время публичного мероприятия. Мы перенесли. С этого момента чисто юридически наш митинг согласован, – подчеркнул он.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях