7 апреля встречу горожан с руководством Бурятии и Улан-Удэ в Национальной библиотеке открыл глава республики.
– Я решил провести эту встречу для того, чтобы Евгению (Балтатарову. – Прим. авт.) не посадили. У нее уже есть решение суда. Вообще встречи такого формата надо сделать регулярными, – предложил Алексей Цыденов.
Первой с докладом выступила как инициатор встречи Евгения Балтатарова.
– У нас сегодня «замечательный» повод встретиться и обсудить проблемы Улан-Удэ. Все вы знаете, наверное, причины, по которым мы здесь собрались. За последние 20 лет наш город вырос почти на четверть. И это только официальные данные. Улан-Удэнская агломерация также насчитывает официально около 600 тысяч человек. Неофициальные цифры здесь явно больше. И в пропорции к населению республики это явно больше 50%. Причины таких темпов интенсивной урбанизации: безработица, низкий уровень качества жизни в районах, отсутствие альтернативы в виде других развивающихся городов. В этом плане мы очень похожи на Монголию, где столица Улан-Батор испытывает точно такие же проблемы, но в гораздо больших масштабах. Если смотреть российский опыт, то Улан-Удэ – единственный город России, единственная столица региона, власти которой с такими интенсивными темпами урбанизации просто не справились. Давайте будем честны. 20 лет – неплохой отрезок, чтобы сделать соответствующие выводы.
Сама по себе урбанизация – это неплохо, а очень даже хорошо. Притом что сегодня из большинства регионов идет постоянный отток населения, ряд крупных сибирских городов, такие как Новосибирск, Красноярск и другие, из года в год фиксируют отрицательную динамику…
Это плохо, это означает, что город умирает. Улан-Удэ живет и прибавляется новыми жителями за счет внутренней миграции.
Это дает практически все те проблемы, с которыми мы сегодня живем. Это и экологические с задымленностью, мусорками и свалками, и общая криминогенная ситуация. Пригороды Улан-Удэ за 20 лет бесконтрольно наполнились новыми жителями, потому что отсутствует градостроительная и земельная политика. Это привело к тому, что там почти нет надлежащей инфраструктуры. Каждую весну мы сталкиваемся с тем, что дороги развозит, нет асфальта. Все эти проблемы копятся из года в год. Но власти Улан-Удэ не обращают на это внимания.
В прошлом году в городе было много техногенных аварий и катастроф, и сейчас продолжаются. Осенью полгорода осталось без холодной воды и канализации. Этой весной, не знаю, почему, может, из-за подъема грунтовых вод, наш город в г…вне, извините!
Кто-то должен за это отвечать и реагировать, и мы, общественность, требуем ответов на вопросы. В зависимости от ответов мы будем вносить свои реплики. Отдельно требуем обратить внимание на транспортные проблемы. Особенно в удаленных микрорайонах разросшегося города. Сегодня в городе сложилась ситуация, когда буквально все маршрутки и транспорт отдали в частные руки. И теперь город не может никак повлиять ни на ценовую политику, ни на качество перевозок. В 2010 году для инвестиционного оздоровления на основе МУП создали ООО «Городские маршруты», и это убило МУП «Городские маршруты». Сегодня они покрывают 3,5% всех перевозок и проблемы у них огромные.
– Конечно, это было и при старых властях. Но и новые власти ничего не предпринимают для улучшения ситуации. Поэтому мы пригласили сюда представителей профсоюза МУП «Городские маршруты», – сообщила Евгения. – Потому что будущее наших транспортных перевозок зависит от того, как город может контролировать и зарабатывать на этом.
Профсоюзники сообщили, что их трудовые права систематически нарушаются. Износ общественного транспорта составляет практически 100%. Выступающие даже попросили отстранить директора МУП от занимаемой должности.
– Тариф в 20 рублей в городских маршрутках складывается из формулы, где учитывается пассажиропоток. Чем он выше, тем тариф должен быть ниже. Но администрация не знает этих цифр, никто не учитывает пассажиропоток. Кто в последний раз обилечивался в маршрутке, тот помнит. Отсюда неправильное формирование тарифов. Привлекают для исследований пассажиропотока разные сторонние фирмы. Я видела эту методику, как чуть ли не по головам считали. Поэтому она неточная. 20 рублей – это цена в маршрутках по городу, а что говорить о завышенных тарифах в таких удаленных поселках, как Иволга или Сотниково? Там маршрутки вводят тарифы такие, какие хотят, и ездят, как хотят. Когда мы обращаемся в мэрию, там говорят, что эти маршрутники частники, пусть ими занимаются налоговики. Но это неправильно. Город должен за этим следить. Если бы МУП хорошо работало, то город мог бы получать хорошие деньги и ремонтировать на них дороги и обновлять подвижной состав. Комфортная городская среда складывается в том числе из хорошего качественного общественного транспорта и отсутствия пробок. Ведь они следствие того, что люди из пригорода покупают дешевые автомобили, чтобы ездить в город. А ведь те же ЛИАЗы могли бы перевозить сотни людей.
После своего доклада Евгения Балтатарова предоставила слово Наталье Тумуреевой. Ее выступление мы опубликовали ранее.