Воздушную гавань Улан-Удэ ждут большие перемены. Через два с половиной года там заработает современный международный терминал, который в будущем увеличит пассажиропоток в разы.
А уже этим летом на территории аэропорта завершится строительство новой взлётно-посадочной полосы – кстати, одной из самых длинных в стране. Ход работ лично проинспектировал министр транспорта России Максим Соколов, который недавно побывал в республике с рабочим визитом.
«Нам есть что показать»
Строительство пассажирского терминала в аэропорту Бурятии глава республики Алексей Цыденов анонсировал в декабре, после переговоров с новым собственником – председателем совета директоров компании-инвестора AEON Corporation и совладельцем холдинга «Новапорт» Романом Троценко. Не прошло и полугода, как в фундамент будущего здания заложили первый символический камень.
- Аэропорт – лицо любого города, любого региона. Но особенно важен он именно здесь, в Бурятии – в крае с колоссальным туристическим потенциалом, – отметил Максим Соколов. – Конечно же, терминал ждут не только гости республики и туристы, а в первую очередь те, кто живёт на этой прекрасной земле. Действующий аэропорт уже устарел и не отвечает требованиям, которые предъявляют современный пассажир и современные стандарты авиационной отрасли.
Аэрокомплекс площадью в 20 тыс. кв.м появится через 30 месяцев, то есть через два с половиной года, и обойдётся в 2 млрд рублей. Ни одной копейки бюджетных средств не потратят: всё построят на деньги инвесторов. По словам Алексея Цыденова, это важное и радостное событие для всей республики.
- Мы начинаем строить аэровокзальный комплекс – красивый, уютный, современный, самый лучший. И сами будем им пользоваться, и гости к нам полетят. Событие очень важное и хорошо, что оно случается, – подчеркнул глава республики и поблагодарил руководство Минтранса за поддержку. – По всем транспортным вопросам у нас очень динамичное движение вперёд. Сделаем всё, чтобы загрузка была полной, чтобы люди летали. Нам есть что показать.
Новый терминал обещает стать одним из транзитных авиапунктов между Европой и Азией. Увеличить пассажиропоток хотят за счёт иностранных путешественников, в том числе из КНР, Японии и Кореи. Инвесторы признают: это едва ли не самый амбициозный план, который они когда-либо реализовали в России. При этом высокоокупаемым проект не назовёшь – вложения «отобьются» лишь через 14 лет. Но благодаря главе республики в компании решили рискнуть.
- Мы отлично знакомы с Алексеем Цыденовым по работе в Минтрансе и знаем, что он доводит начатые проекты до конца, – отметил Роман Троценко. – И если бы не видели усилия главы республики и огромную поддержку, которую оказывает Министерство транспорта, то, конечно, не рискнули бы зайти в аэропорт и выстроить такой амбициозный план.
Два пути развития
До поры до времени пропускная способность аэропорта Байкал не превышала 250 тысяч пассажиров в год. В 2017-м он увеличился на 10% – до 267 тысяч. А 2018-й обещает стать прорывным – этот показатель, по предварительным данным, составит 350 тысяч человек.
- Есть два сценария развития событий. Первый – это в основном продолжение того органического роста, который рождает сам Улан-Удэ, – пояснил Роман Троценко. – Речь идёт о перевозке жителей республики и имеющихся туристов. Когда мы рассматривали этот план, понимали, что ежегодно будем иметь 6% роста и к 2028 году выйдем на полмиллиона пассажиров. Но поскольку в республике разработан основательный план развития въездного туризма, это может поменять образ ведения бизнеса в аэропорту. Рассчитываем на то, что доля пассажиропотока благодаря этому существенно увеличится.
При таком раскладе уже в 2021 году удастся достичь показателя в полмиллиона, а к 2028-му – в 1 млн 140 тысяч человек. Кстати, от идеи реконструировать старое здание владельцы отказались и «перекроили» весь прежний план развития воздушной гавани, принятый в 2012 году. Привести в порядок хотят в том числе и дорогу, ведущую к аэропорту.
- В современном мире расстояние измеряется не километрами, а часами и минутами. И потому одна из задач – сократить время, которое требуется пассажиру, прилетевшему в Улан-Удэ, для того, чтобы доехать до Байкала, который является центром международного интереса, – пояснил Роман Троценко. – Это очень важно. Будем работать по единому плану, чтобы реконструировать дорожную сеть.
Новая «взлётка» и собственные авиалайнеры
А уже через несколько месяцев в аэропорт Улан-Удэ смогут заходить любые воздушные суда, в том числе грузовые: в августе завершится строительство новой взлётно-посадочной полосы. Её длина составит 3,4 км – это на 400 метров длиннее существующей, а вот ширина останется прежней – 45 метров. Помимо ещё одной ВПП, на территории аэродромного комплекса появятся рулёжные дорожки, водосточно-дренажная система и очистные сооружения. Там также планируется установить современное светосигнальное оборудование, реконструировать систему электроснабжения и периметровое ограждение.
- В целом темпы строительства удовлетворительные. Конечно, пока наблюдается небольшое отставание от намеченного графика. Но с учётом мобилизации трудовых, финансовых и технологических ресурсов непосредственно на всех объектах аэродромной инфраструктуры сроки, обозначенные генеральным подрядчиком, представляются реальными, – оценил ход работ Максим Соколов. – Мы договорились с руководством республики, Алексеем Цыденовым, что будем лично координировать этот проект вплоть до его завершения.
Как отметил владелец аэропорта Роман Троценко, после появления второй «взлётки» Улан-Удэ будет «одним из самых удобных мест для приёма международных воздушных судов». В планах у республики – и производство собственных авиалайнеров. Сверхлёгкие самолёты ТВС-2ДТС должны прийти на смену легендарным АН-24. Их выпуском займётся Улан-Удэнский авиационный завод. Первый заказ – 200 судов – уже ждёт Якутия. Кстати, им уже придумали рабочее название – «Байкал».
- Мы сделаем всё, чтобы эти проекты были реализованы в максимально сжатые сроки – с максимальным участием со стороны республики и максимальным эффектом для жителей и гостей, – заверил Алексей Цыденов. – И самолёт у нас будет свой. И, конечно, такие перспективы радуют!
Третий мост и миллионы на дорогу
Прояснилась и ситуация с долгожданным третьим мостом через Уду. Он будет четырёхполосным и соединит Октябрьский и Железнодорожный районы, минуя центр города. С появлением новой переправы там должна решиться извечная проблема пробок. Строительство объекта оценили в 5,5 млрд рублей. Но прежде необходимо разработать и утвердить проектно-сметную документацию. Кто займётся ПСД, станет известно в мае, когда пройдёт конкурс по определению подрядчика. Работы должны завершиться в 2019 году.
Придётся ли улан-удэнцам платить за проезд по мосту, зависит от того, на каких условиях будет реализовываться проект. Варианта два – в рамках государственно-частного партнёрства или же исключительно за счёт федерального бюджета. Об этом рассказал Максим Соколов, побывавший на месте будущей стройки.
Зато уже решён вопрос с деньгами на реконструкцию трассы Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян, которая связывает столицу и пять районов республики. Чтобы привести в порядок отрезок протяжённостью в 21 км, Москва в этом году направила 600 млн рублей. В 2019-м для завершения работ и ввода объекта в эксплуатацию потребуется ещё 750 млн.
Власти хотят «довести до ума» и 45-километровый участок от села Макаринино до Баргузина. Проектная документация разработана, получено положительное заключение госэкспертизы. Однако из-за особенностей рельефа цена уже возросла в несколько десятков раз – нужно 5,5 млрд рублей. Максим Соколов пообещал учесть это при формировании трёхлетнего федерального бюджета. В целом для завершения строительства автотрассы до Нового Уояна необходимо около 40 млрд рублей. Кстати, через эту дорогу проходят основные туристические маршруты в Бурятии.